Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Из индии в бангладеш по земле. Плотность населения Бангладеш. Экономика и уровень жизни в Бангладеш. Что за страна Бангладеш

Из Непала в Китай… Экая невидаль, скажете вы – эти государства граничат друг с другом и дороги известны испокон веков. Помнится я и сам проходил этим маршрутом, как по суше, так и по воздуху.

Но, не спешите с выводами: я раскрою вам свои планы.

Итак, из Непала в Китай вдоль Гималаев . Исключительно по земле . Непал, Индия (Сикким), Бангладеш (север и центр страны), Индия (Манипур), Мьянма (Бирма), Китай (Юньнань). Бывалые путешественники, полагаю, уже заценили всю мякотку данного трипа.

Дело в том, что пройти такой маршрут по суше (без перелетов) ооочень проблематично. И если сквозь границу Индии с Бирмой просачиваются редкие путники, то граница Бирмы с Китаем закрыта напрочь от слова совсем. Я уж не говорю за северный Бангладеш, о котором вообще нет информации в русскоязычном интернете. Более того, сотрудники посольства Бангладеш в Москве даже сами не знают, где есть пункты перехода границы для иностранцев на севере государства. Как написал один из путешественников, проехавший через страну: «Бангладеш – это не жопа мира, а уже зажопные выселки».

Интересно? Теперь немного конкретики.

Еще находясь в Москве заранее следует получить все визы:

1. Виза в Непал (однократная, на 15 дней достаточно) – несмотря на то, что ее легко получить по прилету, придется ее получать в Москве, потому как она требуется для индийской визы;

2. Виза в Бангладеш (однократная, 30 дней) – однозначно надо получать в Москве, ибо мы въезжаем в страну по земле. Плюс она требуется для индийской визы;

3. Двукратная индийская виза (на 3 или 6 месяцев). Запрос двукратности обосновывается наличием виз Непала и Бангладеш;

4. Виза Мьянмы (однократная, 15 дней достаточно). Требуется получить как можно раньше – она нужна для оформления разрешительных документов для попадания и выезда из страны;

5. Виза Китая (однократная, 30 дней). На тот случай, если, таки, удастся выехать из Бирмы в Китай;

Перелет в Катманду вероятнее всего будет осуществлен компанией Etihad – они предлагают самые лучшие цены на середину декабря. Однако в Абу-Даби выходит очень длинная стыковка и скорее всего придется оформлять еще и транзитную визу ОАЭ (через авиакомпанию), чтобы спокойно отдохнуть.

Возвращение домой планируется перелетом из китайского Куньминя с промежуточной остановкой на сутки в Ухани. Однократной визы Китая для этого достаточно, поскольку перелет Куньминь – Ухань - внутренний. Впрочем, при наличии более дешевых вариантов, городом пересадки может стать и Гуанчжоу, и Пекин, и даже Урумчи.

Основная проблема - получение разрешений (пермитов) на пересечение границ Бирмы. Делаются они целый месяц и если для точки перехода со стороны Индии можно договориться с бирманцами о получении только пермита (который привезут прямо на границу), то для перехода в Китай одного пермита совсем не достаточно. Придется каким-то образом «сесть на хвост» бирманским военным, которые контролируют путь до Китая, дабы проскочить до границы без серьезной потери денег и времени. Главное – пересечь границу, ибо с китайской стороны (при наличии визы) проблемы не будет.

Также придется получать пермит в индийский Сикким, но делать это уже надо на месте.

Спонсоры, информационная поддержка, специалисты, и, возможно, попутчики - welcome!

Фото Reuters

Исторический пакт - так политики в Дели и Дакке называют соглашение между Индией и Бангладеш, которое фиксирует границу длиной более 4 тыс. км между двумя странами. Документ, подписанный главами правительств обеих стран Нарендрой Моди и Шейх Хасиной Вазет, предполагает обмен анклавами. Индия передаст соседу 111 анклавов площадью около 70 кв. км, а Бангладеш Индии – 51 анклав размером 28 кв. км. После обмена территориями жители смогут выбрать гражданство. По мнению эксперта, урегулирование стало возможным благодаря политической воле лидеров.

Как подчеркивает индийский портал ndtv. com, сделка о передаче земли позволит, наконец, десяткам тысяч людей, живших в приграничных анклавах, выбрать гражданство после того, как они находились в положении без гражданства. Это означало, что они не могли получать медицинскую помощь из-за неясной административной принадлежности их селений.

Таков гуманитарный аспект договоренности. Как видно из заявления Моди, не менее важно то, что разрешаются долгосрочные пограничные вопросы, устанавливаются постоянные границы с Бангладеш.

Страны-соседи шли к этой договоренности более 40 лет. Бангладеш образовалась в результате освободительной борьбы за отделение от Пакистана в 1971 году. В той войне интервенция Индии на стороне борцов за независимость сыграла решающую роль. Бангладеш после победы установила довольно тесные отношения с Индией. Но договоренность о владении 162 анклавами так и не была достигнута. Дело в том, что эти клочки земли когда-то принадлежали махараджам и навабам. Британские колониальные власти их не трогали. Бангладеш фактически утвердила сделку в 1974 году, но парламент Индии не давал на нее согласия. И только в апреле нынешнего года соглашение получило одобрение высшего законодательного органа.

Индию и Бангладеш связывают не только узы истории. Население индийского штата Западная Бенгалия и Бангладеш говорит на бенгальском языке. В Бангладеш большинство исповедует ислам, но там есть и индусское религиозное меньшинство. О близких, почти родственных связях двух стран говорит и то, что слова гимнов обеих стран написал один поэт – Рабиндранат Тагор .

На приеме в Дакке, устроенном премьер министром Бангладеш, Моди сопоставил соглашение со сносом берлинской стены. Это сравнение может показаться большим преувеличением. Однако, как сказала в беседе с «НГ» руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян ,«международное значение договоренности очевидно. Этот спор длился десятилетиями. Причем беженцы совершали бесчисленное число раз переходы границ. Индийцы строили заграждения из колючей проволоки. Таково было наследие войны 1971 года. Появление потоков мигрантов объяснялось и тем, что Бангладеш – одна из самых бедных стран мира».

Не могли договориться раньше, потому, что каждая сторона считала, что это будет противоречить ее интересам. Сколько стран, включая Российскую Федерацию, не могут решить такие проблемы. А две развивающиеся страны показывают, что узлы недоверия и вражды можно распутать. По мнению эксперта, имеет значение и то, что Конституция Индии допускает возможность таких решений в интересах лингвистических и прочих групп. Это гибкость федеративной системы. «Но чтобы сделать такой шаг, нужна была политическая воля. И Моди политическое решение принял. Не исключено, что и к разрешению противоречий с Пакистаном из-за Кашмира тоже могут быть сделаны какие-то шаги», – заключила Шаумян.

Индийские спецслужбы полагали, что в прошлом на территорию Индии из Бангладеш проникали джихадисты. После подписания соглашения стороны заявили, что не потерпят существования экстремистских группировок. Дели объявил, что предоставит Бангладеш кредиты и построит электростанцию, чтобы помочь соседу, испытывающему постоянную нехватку энергии.


Виза
Я получил визу по прилету в аэропорту. Это стоит формально $50.15, фактически $51. Бангладеш стал второй страной, где меня попросили показать и бронь отеля, и обратные билеты (первая - США).
Виза по прилету на 15 дней, вроде бы ее можно продлить, если вам хочется покопать Бангладеш реально глубоко. Также можно получить визу в посольстве, тогда можно въехать и по земле из Индии. Однако мне это не удалось дважды: в Калькутте визу обещали сделать только через неделю (праздники + выходные + стандартные три дня), мне не хотелось там так долго торчать, а в Катманду мне сказали, что визы дают только резидентам Непала. В Москве вроде бы тоже получение визы занимает неделю.
Сейчас внедряется электронная система, для подачи на визу надо на сайте visa.gov.bd заполнить анкету, загрузить фотографию, распечатать и принести ее в посольство. Может быть, через некоторое время визы сделают электронными.

Деньги
$1 = 80 бангладешских така. В аэропорту нормальный курс. Банкоматы выдают по 15000 така купюрами по 1000 и 500; комиссии, как ни удивительно, нет (обычно чем беднее страна, тем больше комиссия).
С разменом проблем нет, самая большая купюра 1000 така = $12.5, самая мелкая всего 2 така. Есть монеты 1, 2, 5 така, но они встречаются довольно редко. Большинство цен округлены до 5 така.

Язык
В Бангладеш все говорят на бенгальском, английский как средство межнационального общения здесь не нужен, в отличие от Индии, поэтому его почти никто не знает. Кто не знает, как будет "из какой ты страны?" по-английски, спрашивает по-бенгальски, я даже научился на слух распознавать этот вопрос и отвечать "рашия".
Надписи также часто не дублируются на английском (например, меню дешевых едален). В целом языковой барьер довольно сильный, сравнимо с Кореей.

Жилье
Лет 15 назад в Бангладеш гостиницы стоили 1-2 доллара. Эти времена закончились, и сейчас цены сопоставимые с другими странами ЮВА. Минимальная цена номера будет в районе 400 така (за сингл), столько например стоила каморка в общежитии в провинции, или не очень хороший номер без кондиционера в гостинице. С кондиционером я находил за 1000 така в городе Богра.

Возможно, в Дакке тоже можно найти за такую цену, если очень заморочиться, но это сложно, потому что гостиниц не так уж много, расстоятия в Дакке большие, и далеко не на всех гостиницах написано по-английски Hotel (а некоторые места с вывеской Hotel являются не отелями, а ресторанами). В Дакке я жил в отеле Melody International прямо напротив железнодорожного вокзала за 1500 така я день. В Читтагонге у вокзала стоило так же, за плохой номер без кондиционера просили 700.

Еда
Если коротко, то все плохо. Бангладешцы не едят в ресторанах, заведений общепита исчезающе мало, а не вызывающих отторжение и того меньше. В дешевых меню только на бенгальском, так что нужно выбирать наугад. Выбор скромный, качество еды низкое. Например, в Бангладеш живут самые тощие курицы в мире - таких костлявых кусков я еще никогда не видел. Цены не особо низкие - за те же деньги в Таиланде можно поесть на порядок лучше. Курица с рисом стоит в районе 100 така. Курица-гриль у вокзала (оказалась адово острой) - около 300 така.


С другой стороны, верхняя планка стоит достаточно низко: в Дакке я ходил в очень пафосный ресторан (по бангладешским меркам, в Москве официантов за такую работу бы быстро уволили) на крыше высокого здания, чтобы пофотографировать панораму, там блюда стоят в районе 5 долларов. По случаю Рамадана днем давали только специальное комбо-меню за те же 5 долларов, в обычной столовке такое стоило бы доллара 2.5.
Из сетей фаст-фуда в Дакке есть KFC и Бургер Кинг. В KFC в принципе можно поесть, комбо курица + картошка + кола стоит 180 така, правда, кола в таком комбо объемом где-то 100 миллилитров (Я не шучу!). За 210 така кола станет максимального размера - на вид 400 миллилитров.




Литровая бутылка воды стоит 20 или 25 така, маленькая бутылка колы или другой газировки - 30-35 така. Есть неплохая лимонная газировка в маленьких бутылках всего за 16 така.
Фруктов мало и стоят они дороже, чем в России, особенно дорого в Дакке. Выбор маленький: виноград, апельсины, бананы. В мае был сезон личи, они продавались недорого - в провинции по 70-100 така за килограмм. На севере в сельской местности прямо вдоль дорог массово растут джекфруты, можно сорвать с дерева, но я не стал - чистить очень сложно.

Транспорт
Поезда в Бангладеш на удивление комфортные. Билеты купить не проблема, даже в день отправления есть места. Больших очередей и толкания локтями, как в Индии, у касс нет. Цены приемлемые, но несколько выше автобусов, что объясняет сравнительную непопулярность поездов.
Если посмотреть на официальном сайте расписание, то может показаться, что поездов мало. Например, в Рангпуре вроде бы всего один поезд в Дакку в день, и один из Дакки. На самом деле на сайте указаны только поезда, где есть вагоны с резервируемыми местами. В реальности поездов гораздо больше, и локальные поезда заезжают и на всякие мелкие остановки.

В бангладешских поездах есть следующие классы:
AC Sleeper, First Class - спальные вагоны с кондиционером. Вроде бы это два разных класса, но на деле я видел только вагоны с простой надписью "Sleeper". Есть купе на четверых и на двоих.
Snigdha - сидячий вагон с кондиционером.
Shuvon - сидячий вагон без кондиционера. Подразделяется на два типа, но разницы между ними особо нет.
Shulov - общий вагон без резервации. Здесь ездят на крыше.
Я ездил на поездах трижды: в спальном вагоне Дакка-Кхулна за почти 2000 така и в классе Snigdha Джессор-Раджшахи (496 така) и Рангпур-Дакка (966 така). Последний переезд был ночью, но я даже на удивление неплохо выспался, потому что вагон был почти пустой, можно было лежать где угодно.
В отличие от Индии, где все поезда, на которых я ездил, опаздывали минимум на час, в Бангладеш три раза из трех прибытие было по расписанию, причем в третий раз поезд отправился с начальной станции с опозданием минут 40, но все равно приехал вовремя.
Билеты на поезд можно купить за 10 дней до отправления. Есть даже продажа через интернет ! Я протестировал. Чтобы зарегистрироваться, нужен бангладешский номер мобильного телефона для верификации. Дальше выбираешь поезд, класс и оплачиваешь. Никаких проблем с моей российской картой не возникло! Любопытно, что при покупке билетов не нужно вводить имя, берется то, что было введено при регистрации на сайте. Если покупаешь билет для себя, то достаточно распечатать PDF, который присылает сайт, иначе нужно пойти на вокзал и попросить распечатать билет в кассе.
Класс Snigdha:


AC Sleeper:

Самый массовый транспорт - автобусы. Есть даже современные с кондиционером, они в основном ходят из Дакки в другие города. Я один раз на такой подсел до Читтагонга. Обычно же я ездил по провинциальным городам на старичках без кондиционера. Стоимость проезда - около 1.5 така за километр. Средняя скорость автобусов около 40 километров в час, то есть довольно неплохо с учетом постоянных остановок и вечно населенной местности. VIP-автобус в Читтагонг гнал по трассе больше 110 км/ч, что было стремно, хотя в Бангладеш на шоссе нормальный асфальт и есть разделители. А потом все равно простоял на заправке полчаса.


По городу можно передвигаться на тук-туках, велорикшах, иногда на автобусах. В провинции это довольно просто: выходишь на большую улицу и садишься в любой проезжающий в нужном направлении тук-тук, где уже есть хотя бы пара пассажиров. Стоимость проезда от 5 до 15 така (смотря как далеко ехать), то есть очень дешево. В Бангладеш очень распространены электрические тук-туки, в городе Раджшахи они полностью вытеснили тук-туки на газу. Илон Макс бы позавидовал. Совсем в деревне вместо тук-туков такие же коллективные велорикши. Если фрахтовать тук-тук как такси, то цена как договоришься. В провинции не борзеют. Скажем, в Пахарпуре мне предложили такси до города (больше 15 километров) за 100 така, я даже торговаться не стал (автобус стоил 18, но он ездит там не очень часто).
Про Дакку отдельный разговор. Это город на 20+ миллионов человек, где нет ни метро, ни даже сколько-нибудь значимой сети электричек. Есть только автобусы, в которых полная анархия - даже нет номеров маршрутов, направление написано на боку по-бенгальски. Проезд стоит 5-10 така, но ездить автобусами реально неудобно: в Дакке больших улиц много, и автобус постоянно сворачивает не туда, куда нужно, приходится выходить и ждать следующего.
В Дакке тук-туки называют CNG (Compressed Natural Gas), потому что ездят на газу. По идее тариф такой: 40 така за первые два километра, дальше 12 така за километр. Звучит дешево, но даккские таксисты реально охуевшие. Если в Индии, зная расстояние и примерную цену по счетчику, можно сторговаться где-то на сумму в полтора раза больше, то в Дакке меньше, чем за три конца никто вообще не едет, а начинается разговор где-то с пяти-семикратной цены. Как вариант в Дакке работает Uber, у него тариф где-то в два раза выше, но для туриста так получится дешевле, чем торговаться с водителем тук-тука. Но большой минус Убера - это машина, а значит, ехать вы будете медленнее, чем можно было бы дойти пешком, из-за пробок. Тук-туки хотя бы могут проскочить по маленьким улицам, а на машине ездить это полный мазохизм.
К счастью, в Дакке все-таки есть альтернатива - велотакси. Его водители не борзеют. Каждый раз велотаксист запрашивал цену, примерно равную цене поездки на тук-туке по счетчику, с такими расценками я даже не тратил время на то, чтобы торговаться.

Интернет
Я купил симку оператора Grameenphone прямо в аэропорту. За 500 така дается 2 гигабайта интернета на месяц - недорого. Как в Индии и Непале, нужно заполнить анкету и дать фотографии 3x4.

Развлечения
В Бангладеш я посетил следующие достопримечательности:

Мечеть в Багерхате - объект наследия UNESCO. Вход 200 така. В окрестностях есть еще несколько старых мечетей и мавзолей султана, там везде бесплатно.


Путхия - интересный старый городок с дворцами и индуистскими храмами. Бесплатно.


Дворец в Наторе - бангладешское барокко. Бесплатно.


Буддийская вихара в Пахарпуре - объект наследия UNESCO. Вход 200 така. Говорят, это самый большой буддийский храм к югу от Гималаев.


Рангпур, дворец Таджхат - внутрь я не попал, потому что он уже закрылся равно в 4 часа вечера.
Сонаргаон, город-призрак Панам Нагар. Вход 100 така. Некогда район с виллами богатых индусов, которые бежали после отделения Бангладеш. Сейчас законсервирован.


Дакка, Розовый дворец. Вход 100 така.
Дакка, форт Лалбагх. Внутрь я не ходил, потому что оказался выходной день.
Дакка, армянская церковь. Бесплатно.

Куда еще можно съездить в Бангладеш?
Национальный парк Сундарбан - объект наследия UNESCO (можно съездить и в индийскую часть этого парка из Калькутты). Там вроде как живут в диких условиях бенгальские тигры, но вероятность их увидеть стремится к нулю. В остальном это большой мангровый лес, я в похожих бывал в Таиланде и Малайзии, поэтому не поехал ни с бангладешской, ни с индийской стороны, тем более, что посещение парка в обеих странах стоит очень недешево.
Из Дакки ходят олдовые колесные пароходы в город Барисал или дальше в Кхулну, любители винтажного транспорта могут прокатиться.
На северо-востоке в провинции Силхет я не был, там вроде есть чайные плантации.
Есть еще некоторое количество развалин храмов, менее известных, чем Пахарпур, Путхия, Натор, Багерхат, соответственно, сложнее добраться.
К востоку от Читтагонга есть горный регион, там должен быть прохладный климат.
Кокс-Базар - бангладешский курорт. Я не поехал, мне хватило индийского "курорта". В Кокс-Базаре еще и купаться нужно в одежде, мусульманская страна же.
На самом-самом юге есть небольшой остров Святого Мартина, там вроде бы очень дешевые лобстеры, но при этом там просят по 20 долларов за халупу без кондиционера, так что переться туда тоже вряд ли стоит.

Итоги
За 11 дней расходы составили $414. Пересчитывать на дни не совсем показательно, потому что три дня мы с Аленой провели не вместе. Но если жилье стоит $20, то уложиться в $30 в день сложновато.
Расходы на гостиницу составили половину от общей суммы, прямо как в США, только в США жилье неадекватно дорогое, а в Бангладеш все остальное дешевое, и потратить деньги некуда. Обратите внимание, что на еду на двоих ушло $105 за 11 дней, то есть меньше $10 в день без всяких попыток экономить. По-моему, это тянет на рекорд, но не потому, что еда такая дешевая, а потому что пробовать было нечего.




В целом Бангладеш - не такая уж страшная страна. По некоторым параметрам тут даже получше, чем в Индии, например, на улицах гораздо чище. Но второй раз сюда вряд ли захочется поехать, ведь с приятным времяпрепровождением тут туго.

Первое, что бросается в глаза туристу, интересующемуся жизнью в Бангладеш, — то, что местное население ведет ее практически на улице. Возникает ощущение, что в домах люди только ночуют, а большую часть дня проводят за их пределами, где работают, принимают пищу, моются и отдыхают.

Вид на столицу Бангладеша-Дакка

Несмотря на большую скученность населения и не слишком привлекательные, на взгляд европейца, условия жизни, среди местных обитателей трудно найти недовольных: природный оптимизм и неприхотливость помогают им выживать в не самых комфортных условиях.

Бангладеш — государство в Юго-Восточной Азии, граничащее с Индией и Мьянмой и омываемое водами Бенгальского залива. По численности населения страна занимает 8 место в мире, в ней проживает около 170 млн человек. Коренное население — бенгальцы (98%), основной разговорный язык — бенгальский, но многие понимают и знают английский — язык делового общения и туристического обслуживания. Столица — город Дакка, население которого превышает 11 млн человек. В 1971 году бывшая английская колония получила независимость и стала унитарной республикой.

Расположение Бангладеша на карте

Бенгальцы весьма религиозны, большинство жителей исповедуют ислам, а Дакку даже называют столицей мечетей: их в ней более 700, но даже этого количества не хватает на всех, и люди молятся на улицах.

Столица сильно перенаселена, и настоящим бичом городской жизни является транспортная проблема.

Транспорт в Бангладеше

В Бангладеше транспорт представлен четырьмя основными видами: автобусы, железнодорожное сообщение, водный транспорт и такси. В городах местные жители и туристы предпочитают пользоваться услугами мото- и велорикш, так как дороги забиты и пробраться по пробкам в нужное место на общественном транспорте весьма затруднительно. В стране действуют три основные пассажирские авиакомпании, выполняющие внутренние и международные рейсы: Biman Bangladesh Airlines, Regent Airways, United Airways.

Исторические и культурные достопримечательности

Бангладеш не очень хорошо известна иностранным туристам, хотя это красивая страна с замечательной природой, богатой культурой и очень доброжелательными жителями. Одной из главных достопримечательностей страны являются всемирно известные архитектурные сооружения, среди которых крупнейший буддийский монастырь в Пахарпуре, индуистские храмы Шивы, Говинды и Джаганнатх, расположенные недалеко от индийской границы. Среди охраняемых ЮНЕСКО объектов находится и затерянный город мечетей Багерхат, расположенный у слияния рек Ганг и Брахмапутра.

Смотрите в видео: затерянный город мечетей Багерхат.

Дворцы и мечети столицы — ее визитная карточка, национальное достояние страны. Наибольший интерес представляет осмотр таких архитектурных достопримечательностей, как:

  • дворец Natore Rajbari — бывшая королевская резиденция;
  • Розовый Дворец Ahsan Manzil — Национальный Музей Бангладеша;
  • форт Лалбах — дворец-крепость эпохи Великих Моголов;
  • мечеть Байтул-Мукаррам («Святой дом») — национальная мечеть Бангладеш;
  • мечеть Hussaini Dalan — дом духовного лидера — имама;
  • Звездная мечеть — мечеть Тара;
  • мечеть Хана Мохаммада Мридха — один из центров исламской культуры.

Не меньший интерес представляет посещение национальных природных заповедников, среди которых самый большой мангровый лес в мире — Сундарбан, «Холмы Читтагона» — место проживания древних буддийских племен, сохранивших природу в ее первозданном виде, Национальный парк Лавачара, озеро Каптаи, где у дайверов есть уникальная возможность плавать в подводном лесу из лотосов и лилий.

Вид на холмы Читтагона

Туристу, желающему совместить культурный отдых с посещением курортных мест страны, можно посоветовать отправиться в пляжный район юго-востока Бангладеша — Кокс-Базар, расположенный недалеко от границы с Мьянмой. Там находится один из самых протяженных пляжей в мире (120 км) — Инани-Бич. Интересно, что воды здешних курортов абсолютно свободны от акул, что нечасто встречается в этих местах.

Туристическая информация

Так выглядит виза в Бангладеш

80% годовых осадков в Бангладеш выпадает с апреля по ноябрь, поэтому наилучшим временем для поездки является период с декабря по март. Мягкая теплая погода дает возможность европейцам провести свои самые холодные месяцы в комфортных условиях — при температуре +18+25°С и отсутствии осадков.

Chapter 66. Bangladesh . Crossing the border by land . Hitchhiking . Night train .


Водители рикш в Бангладеш

Поездка с севера Индии из Калки до Калькутты заняла аж 3 дня и 3 ночи. Поезд сильно опоздал и я решил заночевать в Калькутте одну ночь. В Бангладеш я решил добираться самым доступным способом - на локальном поезде 20 рупий(можно не платить, никто не проверяет), который ходит с вокзала Sealdah. Ходит часто, набивается битком, стоит заранее занять сидячее место подальше от входных дверей.

Но если вы только приехали в Калькутту, то скорее всего вы попали на вокзал Howrah. Тогда нужно просто сесть на автобус, который идет прямиком с одного вокзала на другой. Билет на автобус стоит 10 рупий за простой и 20 рупий за автобус с кондиционером.

Местный\локальный поезд доставит вас в город Бонгаон(Bongaon). Но от него еще примерно 4-5 км до границы. Лучше всего скооперироваться с другими пассажирами и доехать на тук-туке до перехода Петрапол - Бенаполе(Petrapol - Benapole) 20 рупий. Но я в первый раз шел пешком. Территория до границы достаточно красивая, на удивление, даже реки в городе чистые, растут толстые деревья, все зеленое.

Время работы границы с 6 утра до 6 вечера!
Сама граница проходится легко. Настолько, что я чуть не ушел в Бангладеш раньше получения штампа о том, что я выбыл из Индии. Мой рюкзак и вещи на обоих границах никто не проверял. Нужно всего лишь заполнить обычную простую миграционную карту. Деньги поменял уже на бангладешской стороне. За 500 индийский рупий мне дали 590 бангладешских така(или 600 така за 510 рупий). Автобус до Дакки - столицы Бангладеш стоит 500 рупий. Но мне это показалось сначала дорого, поэтому я поехал автостопом.

Но перед этим решил освежиться и зайти в гостиницу(номера стоят 200-250 така), которая находится по правую сторону. Там я принял душ и вышел обратно на трассу.

Что стоит сказать о Бангладеш сразу. Сразу после пересечения границы пропали все дублирующие надписи по-английски. Знание английского среди местного населения почти никакое. Но это еще полбеды.В Бангладеш используют свои собственные цифры!!

PS при обратном переходе границы из Бангладеш в Индию не нужно получать никаких разрешений на выезд! Но вы обязаны заплатить 500 така за "дорожные сборы". Можно заплатить и в индийских рупиях. Я дал 500 рупий, мне очень неохотно, но дали сдачу в 60 така. При этом индийские рупии намного более ценная валюта. На индийской стороне границы Таку обменивают на Рупии по сильно заниженному курсу.

Еще для меня оказался совсем неприятным тот сюрприз, что до Дакки нельзя проехать напрямую(где-то 130км), нужно делать приличный крюк через запад страны - только там есть мост через невероятно широкие бангладешские реки. Всего от границы до Дакки 330-340 км. Время было уже 3 часа после полудня, когда я начал ловить машину. Стопил я исключительно только грузовые машины. Первую машина остановилась, наверное, приблизительно через минуту, но из-за незнания языка я так и не смог объяснить, что же мне нужно(стоит использовать дорожную грамоту на бенгальском). Впрочем, никаких больших проблем не случилось. Уже в третий грузовик водитель меня позвал, махнув рукой. В машине кроме водителя было еще 2 мужчин. Ближайший крупный город от границы Жёйсор(Jessore) - 40 км. Туда и ехал этот грузовик. Но как сказать ехал. Очень медленно ехал. Только через два часа, уже в потемках мы добрались до города. Стоит сказать, что в Бангладеш потемки - это реально тьма тьмущая, дорожное освещение отсутствует, даже в городе.

Дальше было совершенно непонятно что делать. Стопить в такой кромешной тьме сложно и не очень безопасно. Я пошел по своеобразной объездной и встал под редкий луч света у заправки. Но никто не останавливался. Постояв минут 7, я пошел уже дальше, как вдруг самозастопился мотоциклист. Водитель был невероятно рад меня подвести. Я решил поехать на поезде, поэтому попросил отвести меня на жд вокзал. Там он же помог мне купить билет на поезд. И тут я узнал еще один "секрет" бангладешских жд - почему-то в этой стране решили НЕ УКАЗЫВАТЬ НОМЕР ВАГОНА. Те вместо номера вагона идет СЛОВО на бенгальском! Есть еще одна забавная особенность - в Бангладеш люди ездят на крышах поездов и автобусов!

В Бангладеш существует несколько классов поездов: общий(Shovah) - неудобные сидячие места(как в электричках, только еще хуже), набивается битком; сидячий класс с раздельными более удобными сидениями, и купе. Но цены выше индийских. За те же деньги в Индии можно ехать в плацкарте(sleeper) и уехать немного дальше за более короткое время. Билеты в поездах и на крупных жд вокзалах при выходе проверяют... но к "белым" это правило совсем не строгое. Зайцев ездит много.

Поезда в Бангладеш почти всегда опаздывают. Пока я ждал свой поезд из Жёссора в Дакку(360 така) в комнате ожидания(сильно проще чем в Индии, никакого вам тут душа), мы разговорились с Сайеком. Он пригласил меня приехать погостить к нему в город Динажпур(Dinajpur). Вот так вот просто взял и пригласил. Бангладеш можно поставить очень близко по гостеприимству с Ираном. В итоге в Бангладеш я ни разу не использовал отели или каучсерфинг.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Встреча делегации в аэропорту: как подготовиться переводчику?
Видео: ураган «Ирма» прошёл мимо Багамских островов и забрал с собой океан (и наука это объясняет)
Как был заселён остров пасхи Из какой культуры возникли жители острова пасхи