#ИНТЕРВЬЮ

АНТОН БЕЛОВ:

«ЯПОНЦЫ УМЕЮТ РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ»

август 2018

Директор московского Музея современного искусства «Гараж» о фестивале японской культуры J-FEST в Москве и своем романе с Японией.

 

Как все начиналось

Уже в детстве я понимал, что Япония — какая-то волшебная страна: кто-то привез мне оттуда жвачку, а она снаружи как арбуз, а потом на языке — бах! — взрывается. Потом — японские мультфильмы «Грендайзер», «Сейлор Мун» — их показывали по телевизору по утрам, мое поколение на них выросло… Когда я стал старше, заинтересовался японским искусством. Оно такое чарующее и не всегда сразу понятное. И Яёи Кусама, и Такаси Мураками, и многие другие японские художники обучались на Западе и понимают коды западного искусства, но по-своему их переосмысляют. Мне нравится, что все искусство made in Japan очень мастеровитое.

 

Зов крови

Не так давно я сделал популярный тест ДНК, и во мне обнаружилось 0,1% японской крови. Этот тест — лишь часть большого исследования, которое я затеял, чтобы узнать корни своей семьи. Меня поражает, что в Японии семейные бизнесы существуют по 800 лет, и все всё знают о своих предках… У меня нет желания найти каких-нибудь дворян, но мне хочется, чтобы моя семья объединилась вокруг этой истории.

Мне нравится, что всё искусство MADE IN JAPAN очень мастеровитое.

Бизнес по-японски

Сотрудничать с японцами — одно удовольствие. Процесс переговоров небыстрый, но если все удалось, то это надолго. Например, «Гараж» вел переговоры с глобальным брендом одежды из Японии Uniqlo, и теперь это наш надежный партнер. Мы вместе придумываем массу интересных акций: например, каждую пятницу с 17:00 до 20:00 посетители «Гаража» могут получить бесплатный билет в Музей в рамках акции Uniqlo Free Friday Nights. Японская компания Panasonic не только предоставляет нам бесплатно оборудование, но и пытается помочь с технологиями, внимательно следит за развитием Музея. Для бизнеса с японцами необходим личный контакт. Сейчас я был в США в командировке и на обратном пути заехал в Японию, чтобы встретиться с нашими партнерами — это важно и для них, и для меня.

 

Юбилей «Гаража»

В этом году «Гаражу» исполнилось десять лет. Мы постоянно думаем о будущем и поэтому решили показать в Музее художника, который, как и мы, увлечен всем новым и близок нам по духу. Я говорю о Рёдзи Икэда — японском электронном музыканте и художнике, который в своих инсталляциях объединяет экспериментальную музыку, свет и математику. Он находит звук там, где его, казалось бы, не должно существовать, и создает музыку, которая с трудом укладывается в привычные представления о ней. В Музее мы покажем его последнюю работу — масштабную аудиовизуальную инсталляцию code-verse, основанную на анализе big data. Так что летом в «Гараже» можно будет увидеть и услышать нечто невероятное!

Типично японская черта — всему радоваться.

Японский характер

В Японии с одинаковым уважением относятся к различным проявлениям индивидуальности. Думаю, это связано с тем, что японцы не боятся смерти и очень любят жизнь во всех формах — хоть в виде цветочка, хоть в виде кусочка земли (обязательно облагороженного). Находясь там, тоже начинаешь уважительно относиться ко всем проявлениям человеческого…

Другая типично японская черта — всему радоваться. Празднование Дня воздушного змея или Дня императора — все выходят на улицу и веселятся. Мне кажется, это правильное отношение к жизни.

В Токио я был в очень странных местах: в микроскопическом виски-баре, где для нас сделали бутылку виски «Гараж». Еще был в караоке и в секретных ресторанах, куда невозможно попасть с улицы, на окраине Токио где-то в гигантском саду, где шесть поваров готовят только для вашего столика.

 

О Такаси Мураками

Когда мы в «Гараже» делали выставку звезды японского искусства Мураками, мы воссоздали в одном из пространств и его токийскую студию в микромасштабе. А в ней — коробку, в которой в перерывах отдыхает художник. Она из картона, внутри — матрас и лампочка для чтения — и все. Мураками она нужна не просто для отдыха, он так хочет отгородиться от мира, защитить в себе ребенка и продолжать творить. Это очень по-японски. Япония ведь тоже от всего мира пыталась закрыться, чтобы защитить свою сущность… Кроме студии Мураками мы показали посетителям и свитки XVIII–XIX веков, у нас была на выставке небольшая глава про Хиросиму и Нагасаки, было про понятие «каваий», мы построили целый мир про Японию — и все это рассказали зрителям. Выставку Мураками «Будет ласковый дождь» в «Гараже» посетило более 300 тысяч человек!

О фестивале J-FEST

Сейчас в Москве мы делаем J-FEST — это гигантский фестиваль, в прошлом году он собрал 95 тысяч человек! Тогда никто не ожидал такого наплыва, хотя мы понимали, что Япония — это страна, которая интересна очень многим. Раньше этот фестиваль проходил в гостинице «Космос», и это было мероприятие в основном для любителей аниме, косплееров и японских компаний. Но мы это все переформатировали просто в большой фестиваль японской культуры. Уверен, в этом году гостей будет еще больше! Ведь у нас несметное количество японских ресторанов, сейчас постоянно открываются новые места, где есть не только суши, но также рамены и многое другое. А еще есть поклонники икебаны, айкидо, чайной церемонии, манги, аниме и, конечно, фанаты Такаси Мураками, Яёи Кусама. Япония как никто умеет упаковывать свою культуру на экспорт. Увидеть это своими глазами можно будет 4 и 5 августа в парке Горького, на площади перед Музеем «Гараж».

 

ОПУБЛИКОВАНО В ЖУРНАЛЕ KiMONO №11 АВГУСТ-СЕНТЯБРЬ 2018

Текст: Марина Такимото

Фото: Валентин Заруднев