Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Храм царицы хатшепсут в дейр-эль-бахри. Храм Хатшепсут в Луксоре — заупокойный храм царицы в Дейр эль-Бахри Храмовый комплекс царицы хатшепсут

Как уже говорилось, заупокойный храм царицы был выстроен у скального основания по соседству с храмом основателя фиванской династии Ментухотепа I. Однако связывало эти два бесспорно выдающиеся сооружения не только общее место расположения: храм Хатшепсут по своему архитектурному решению весьма походил на более раннюю постройку. Создавший храм архитектор Сенмут достаточно похоже повторил облик храма Ментухотепа, однако его детище выделялось значительно большими размерами, множеством колоннад и полным отсутствием пирамиды. Кроме того, заупокойный храм царицы очень обильно декорирован.

К храму вела защищенная стенами от нильской долины дорога, вдоль которой через каждые десять метров стояли напротив друг друга по два раскрашенных сфинкса с головой царицы. Дорога проходила через обширный наружный двор и переходила (как и в храме Ментухотепа) в крутой подъем на террасу. Правда, в данном случае подъем был оформлен в виде широкой лестницы, стороны которой украшались рельефными изображениями львов. Широкая терраса ограничивалась со стороны восхода солнца длинным портиком, состоящим из двух рядов строгих колонн. Посередине портик разделялся лестницей, а по краям замыкался двумя исполинскими изваяниями Хатшепсут в облике бога Озириса. Сама терраса с одной стороны была ограничена недостроенной колоннадой, а с другой — еще одним портиком, над которым простиралась вторая терраса и стоял храм ренним двором.

На стенах нижнего храма, прикрытые от солнечных лучей карнизом и колоннами, были помещены раскрашенные рельефы, изображавшие ведущего пленников бога Нубии, перевозку обелисков, военный парад, царицу Хатшепсут в образе сфинкса и другие сцены. Стены верхнего портика также украшены рельефами очень высокого художественного качества. Здесь можно увидеть коронацию Хатшепсут, а также историю чудесного рождения царицы от бога Амона и царицы Яхмес. Кроме того, именно в южной части верхнего портика этого храма помещены знаменитые рельефы, изображающие экспедицию египтян в таинственную страну Пунт.

Лестница, ведущая на верхнюю террасу, былаукрашена вдоль перил изображениями огромных кобр, хвосты которых извивались вверх по перилам. Кроме того, на спине каждой кобры сидел сокол, что вместе являлось объеди-ненной царской эмблемой Верхнего и Нижнего Египта. Сама верхняя терраса задумывалась, по существу, как часть храма, предназначенная для проведения различных ритуалов. Здесь помещались огромные (5,5 м) статуи Хатшепсут и колоннада с внутренним двором, за которой уже прямо в скале, в специальных нишах располагалось еще несколько изваяний царицы. Среди них в главной молельне — чудесная мраморная статуя Хатшепсут, впоследствии найденная в обломках. Заупокойный храм Хатшепсут отличался разнообразием и пышностью оформления. Кроме обилия колонн в глаза бросалось большое количество парадной скульптуры. И не удивительно: подсчитано, что Сенмут поместил в наиболее важном из созданных комнат.

Однако на этом не заканчивались чудеса заупокойного храма. При его исследовании был обнаружен секрет, так и оставшийся нераскрытым при жизни царского советника и архитектора Сен-мута и женщины-фараона Хатшепсут. Дело в том, что под нижней террасой храма, у подножия его главных колоннад и огромных статуй Сенмут разместил тайную усыпальницу для самого себя. Великий архитектор и фаворит всесильной царицы желал и после смерти находиться подле своей госпожи в пределах самого грандиозного и прекрасного из своих творений. И его можно понять — он заслужил обе эти милости!

Однако покоиться в своей тайной гробнице архитектору было не суждено: в ней не нашли никаких признаков захоронения. Пустой оказалась и другая, официальная гробница Сенмута, обустроенная в другом месте в соответствии с обычным придворным каноном. Да и сами обстоятельства его смерти остались тайной: в какой-то момент его имя просто перестало упоминаться в официальных надписях. Не исключено, что Сенмут был казнен, и на это указывает не только отсутствие мумии, но и другое, куда более драматическое обстоятельство. Дело в том, что, воздвигнув храм и сосредоточив (о чем уже говорилось) в своих руках огромную власть, Сенмут настолько возгордился, что возомнил себя равным фараону!

Нетрудно догадаться, как за подобную гордыню карали в Древнем Египте... Но если о гибели мастера мы можем только строить предположения, то вот о его представлении о себелсак о бого-человеке можно сказать вполне определенно. Дело в том, что тайная гробница, которую он выстроил себе под храмом Хатшепсут, имела внутреннее устройство более сложное, чем это полагалось для обычных вельмож, и практически такое же, как у фараонов той эпохи. Нарушение канона в любом случае не могло быть случайным (уже поэтому Сенмут очень рисковал и, понимая это, сделал гробницу тайной), но это еще не все. Главная сенсация помещалась на потолке гробницы. Это было изображение Сенмута и царицы, на котором они представлены как равные друг другу. Последние сомнения исключал соответствующий иероглиф: архитектор уподоблял себя царю!

Храм царицы Хатшепсут: история и описание

После смерти фараона Тутмоса II власть приняла на себя его жена Хатшепсут, забрав это право у истинного преемника Тутмоса III . С началом правления она сразу же взялась за грандиозные строительные работы.

Постройка заупокойного храма царицы Хатшепсут началась еще при ее жизни. Строительством этого величественного сооружения руководил архитектор Сенмут. В настоящее время местность, где расположен храм Хатшепсут в Египте, называется Дейр эль-Бахри. Место было выбрано недалеко от храма Ментухотепа I , являющегося родоначальников XVIII династии фараонов. Возможно, этим Хатшепсут хотела почеркнуть свое право на захваченный трон. После окончания работ скальный храм Хатшепсут в Луксоре превзошел все существующие подобные древнеегипетские сооружения - его размеры, архитектура и украшения поражали современников.

К святилищу храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, вырубленному в скале, ведут три ступени, соединенные пологими пандусами. Ступени представляют собой террасы, на которых в прошлом располагались растения, деревья и пруды. По дороге к храму путника сопровождали ярко раскрашенные сфинксы, с головами Хатшепсут в образе Осириса.

Самая нижняя ступень обнесена стеной, украшенной соколами. В конце этой террасы расположен портик с 22 колоннами и разделяющим их пандусом. В былые времена здесь размещались львиные фигуры и огромные статуи царицы Хатшепсут. На этом же ярусе есть изображения, повествующие о позабытых военных парадах и строительных работах.

Второй ярус храма царицы Хатшепсут в Луксоре в чем-то повторяет нижнюю ступень - здесь так же присутствует портик и пандус, ведущий на ступень выше. Раньше здесь был размещен пруд с деревьями. Рельефы этого уровня рассказывают про жизнь самой царицы Хатшепсут, про организованную ей экспедицию в страну Пунт (восточные африканские поселения). Лестница содержит фигуры кобр с соколами на спине. Кобры - символ Верхнего Египта, Сокол - Нижнего, вся композиция символизирует единство большого государства. Здесь же снова попадается несколько сфинксов.

Хатшепсут в образе Сфинкса

Самый верхний ярус предназначен непосредственно для проведения ритуалов. Вход в вырубленное в скале святилище Хатшепсут некогда украшал портик с огромными статуями царицы, которые были заметны даже для проплывающих на Ниле кораблей.

Вход в Святилище

За входом располагалась сложная система скальных подземных залов, обильно украшенных лучшими материалами древности. Так, например, главная дверь была выполнена из черной меди с вставками из золота и серебра. Здесь же снова размещались статуи Хатшепсут-Осириса.

Осирическая Хатшепсут

Всего в храме царицы Хатшепсут в Фивах раньше находилось около 200 статуй, из которых 140 были сфинксами. Скульптуры храма представляют царицу в трех образах - фараон, Осирис и сфинкс. Особое внимание при их создании уделялось воспроизведению детального образа царицы, поэтому в наше время можно точно представить, как она выглядела.

Но всей этой красоте суждено было жить недолго. После прихода к власти истинного наследника Тутмоса III , было приказано уничтожить все, что напоминало об узурпаторе. Такой репрессии подвергся и скальный храм Хатшепсут, в котором все скульптуры были разрушены и закопаны недалеко от храма. И лишь много столетий спустя археологам удалось восстановить картину былого величия храма и представить его на суд туристам и прочим любителям древности.

Храм Хатшепсут находится у основания скалы Дейр-эль-Бахри. Фото его легко отыскать в сети Интернет. Этот храмовый комплекс, расположенный в Луксоре, во многом разнится с храмами других властителей Древнего Египта. Гробница царицы Хатшепсут была столь же нетривиальна, как и сама личность и появление на политической и исторической арене единственной женщины-фараона Страны пирамид.

Личность царицы

Царица Хатшепсут — дочь фараона Тутмоса I и его супруги Яхмес, а также сводная сестра и супруга Тутмоса II. Его царствование продлилось около 7 лет, и он успел оставить наследника – Тутмоса III, своего сына от другой женщины. После смерти правителя Тутмос III был еще совсем молод и не мог руководить страной, и Хатшепсут стала регентом при малолетнем правителе. Однако гордость и тщеславие не позволили ей стать всего лишь управляющей, и вскоре женщина провозгласила себя единственной владычицей Египетского государства. И те 15 лет, что она стояла у руля Египта, стали одной из самых впечатляющих страниц в истории правления XVIII династии. Под руководством Хатшепсут проходили успешные военные кампании и Азии и Нубии, а на 9 году ее царствования произошла знаменитая экспедиция из Египта в Пунт (точное местонахождение этой загадочной страны не известно до сих пор, возможно, что это территория современного Сомали). Во время царствования этой мудрой и деятельной правительницы возводилось множество храмов и памятников, совсем немногие из которых пощадило время.

Архитектурные особенности храма

Эта женщина была необычна во всех своих проявлениях, и настолько же оригинален ее погребальный храмовый комплекс в Луксоре. Храм находится на значительном удалении от построек других царей, возведенных в фиванском некрополе. На границе пустыни и плодородной земли был возведен огромный пилон, от которого шла тропа к храму. Сам храм царицы Хатшепсут – это настоящее чудо инженерной мысли, на которое только были способны зодчие Древнего Египта. Он был создан в известняковых скалах Дейр-эль-Бахри и включал три большие террасы, которые располагались одна над другой. На каждой из террас располагался двор, помещения с колоннами и святилища, которые уходили далеко в толщу скалы.


Такое строение храма и его расположение внутри скалы Дейр-эль-Бахри вовсе не случайны. Дело в том, что неподалеку находится похожий храм, построенный фараоном XI династии Ментухотепом Небхепетра. Этого царя считают основателем фиванской династии. Таким образом Хатшепсут выражала почтение и демонстрировала преемственность поколений, доказывая те самым свое законное право на престол Египта.

На стенах храма Хатшепсут в Луксоре изображены рельефы, в полной мере отражающие мироощущение жителей Страны Пирамид. На стенах южной части нижнего портика нарисована доставка обелисков, которые предназначались для постройки храма Амона в Карнаке. На стенах северного портика изображены сюжеты, действие которых происходят в зарослях тростника, ассоциирующегося с Нижним Египтом. Идея объединения Верхних и Нижних земель Египта проскальзывает еще раз на перилах пандуса, который соединяет второй и третий ярусы храма Хатшепсут. Внизу эти лестницы украшены изображением огромной кобры, хвост которой поднимается по верхней части перил. Эта змея — олицетворение богини Уаджет, покровительницы Нижнего Египта. Над ее головой находится изображение Гора – одного из важнейших божеств Верхнего Египта.

Главный сюжет рельефов северного портика храма – история божественного появления на свет царицы Хатшепсут. По легенде, бог Солнца Амон Ра принял облик отца женщины и вошел в опочивальню ее матери Яхмес. Пока она была в положении, боги одарили Хатшепсут твердым характером, столь нужным для управления страной. Завершает композицию сцена божественного рождения правительницы.


Лишив власти своего пасынка Тутмоса III и захватив престол, фараон Египта Хатшепсут так и не сумела освободиться от сомнений по поводу законности своего восхождения на царский трон. И хотя она доказала свою мудрость и способность грамотно управлять страной, традиции велели занимать престол только мужчинам. Именно поэтому женщина изображалась на рисунках в мужских одеждах и с искусственной церемониальной бородкой. И каждая из колонн-портиков храма, возведенного ею, была дополнена статуей правительницы в образе бога Осириса, в белых одеждах, с руками, скрещенными на груди. В них находились символы власти фараона – посох и цеп. Побывав в храме, обязательно сделайте фото этих статуй на память – они словно застыли в веках.

Композиция южного портика второго яруса храма Хатшепсут – это рассказ об известном походе в Пунт. Если верить хроникам, эта затея была настолько масштабной, что жители Пунта, едва увидев войско и флот, тут же сдались без боя и признали свое государство колонией Египта. На стенах храма в Дейр-эль-Бахри эта кампания изображена в мельчайших подробностях.

По сторонам от портиков были возведены святилища Анубиса – покровителя загробной жизни, и Хатхор – древнеегипетской богини любви. Само место Дейр-эль_Бахри издревле было посвящено Хатхор. Оба святилища включают 12 гипостильных залов и множество ритуальных помещений, уходящих далеко в скалу.


Верхняя часть храмового комплекса посвящена богам, подарившим жизнь и землям Египта, и его правителю. Здесь находится сердце постройки – святилище Амона Ра, главная часть храма в Дейр-эль-Бахри.

Посмертная судьба женщины-фараона

Хатшепсут не жалела ни времени, ни средств на строительство своего храма. Грандиозный замысел, по которому возведен этот погребальный дворец, принадлежит архитектору Сененмуту, фавориту царицы. Его изображения также встречаются на стенах храма.

После того как эта великая женщина умерла, трон вновь перешел к Тутмосу III, люто ненавидевшему Хатшепсут за то, что она отняла у него престол на долгих 15 лет. Он приложил все усилия, чтобы стереть из памяти людей и из истории все упоминания о ней. Мумия Хатшепсут долгое время считалась пропавшей, пока в 2007 году не была случайно обнаружена в Каирском египетском музее.

Несмотря на это, заупокойный храм царицы Хатшепсут оставался важнейших религиозным центром. Здесь были захоронены знатные фамилии жрецов, сюда приводила больных людей, желающих исцелиться, вера в святость этого места. И сегодня на стенах храма можно встретить надписи с просьбами исцелить от болезней.

Древний Египет. Время правления XVIII династии фараонов. По приказу фараона Тутмоса III яростно сбиваются надписи со стен, уничтожаются все свидетельства и упоминания правления фараона Хатшепсут. Но почему? Потому что это женщина, провозгласившая себя фараоном, носящая мужскую одежду и накладную бороду. Это было немыслимо, но это произошло. И она правила на протяжении 23 лет. И весьма успешно. С её именем связано много новшеств, событий, и, конечно же, много великолепных архитектурных памятников. Величественные знаменитые обелиски, потрясающей красоты храм в Дэйр эль-Бахри, ряд строений в Карнаке. По истине, невероятная женщина, которая смогла добиться успеха, несмотря ни на что!

Но чтоб рассказ о Хатшепсут стал более полным и понятным следует немного вернуться назад во времени, чтоб лучше понять то, в какой непростой период правила царица и что оказало на неё влияние.

Храм Хатшепсут в Дэйр эль-Бахри

Период между Средним и Новым царством выдался крайне тяжёлым. Египет был захвачен гиксосами. Это привело не только к политическому, но и экономическому упадку. Страна снова начала разваливаться на отдельные номы. На искусство не оставалось сил, в этот период всё приходит к обезличиванию и потери индивидуальности. Всё, что было достигнуто Сенусертом III и Аменемхетом III теряется в прошлом. На сцену выходят старые безликие каноны. Всему причиной стало отсутствие средств. Не на что было больше сооружать памятники архитектуры и содержать художественные мастерские. Поэтому и знания, и навыки постепенно были утеряны. Гиксоские цари приняли традиции египтян и сохранили их культуру, но всё же их работы очень сильно отличаются от египетских. Оккупация продлилась около 200 лет. Освобождение от гиксосов началось в Фивах. И ничто не могло остановить египтян в борьбе за свои земли и свободу. И после неудач, гибели фараонов на полях сражения, египтяне полностью освободили долину Нила и даже, преследуя врагов уже за пределами своей родины, вторглись в Сирию.

После освобождения, именно в Фивах начало возрождаться искусство, при правлении XVII династии фараонов. И в этот период были внесены кое-какие изменения. В оружейном искусстве добавилось кое-что от гиксосов, также с развитием торговли пришли новые веяния из Сирии и Крита. В других районах, которые не так тесно столкнулись с гиксосами или торговлей с другими странами, продолжаются старые традиции в полной мере. Но всё, что касается монументальной архитектуры, продолжало традиции Древнего царства, это был показатель преемственности новой династии к предыдущей.

И один из самых интересных периодов в истории Египта начинается с завершением побед над гиксосами под предводительством Яхмеса I. Страна достигает просто невероятной мощи. После взятия столицы гиксосов – Авариса, начинаются походы на Азию. Яхмес I сражался в Сирии, его сын Аменхотеп I дошёл до Евфрата, а Тутмос I уже считает Евфрат своей северной границей. И немного забегая вперед — походы Тутмоса III надолго закрепили роль Египта как мировой державы. И на этой волне появляются летописи и автобиографии великих деятелей. Одним из самых известных летописцев анналов был Джануни, сопровождавший Тутмоса III во всех его военных походах. Он делал очень яркие описания всех побед.

Изменения в Египте коснулись также и религиозного взгляда. Новое политическое положение Египта требовало и одного общегосударственного основного бога, которым и стал фиванский бог Амон. Ведь именно Фивы выступили за объединение страны, были столицей победителей. Чтоб придать Амону ореол древности его слили с солнечным богом Ра. Богу был придан облик фараона. Так появился «царь всех богов» — Амон Ра. Именно в этот период и начинается самое активное строительство в Древнем Египте – строительство Карнакского храма, о котором я уже писала отдельно. Самым видным и талантливым архитектором был Инени, с него начинается взлёт архитектуры и появление целой школы талантливых зодчих. Сам же Инени строил при пяти фараонах. При Тутмосе I Инени был назначен главным архитектором в Карнаке.

Святилище Хатшепсут в Карнаке

После правления Тутмоса I, на царском троне оказывается женщина-фараон Хатшепсут, дочь Тутмоса I. Ещё при его жизни Хатшепсут была отдана замуж за своего единокровного брата Тутмоса II.

Рождение Хатшепсут.

Царицу Яхмос, мать Хатшепсут, ведут к месту родов

Но он был очень слабым и болезненным, поэтому умер рано, оставив Хатшепсут с двумя дочерьми. Она, конечно же, была царских кровей и, будь мужчиной, заняла бы трон. Но она женщина и это было недопустимо. А у Тутмоса II был ещё сын от наложницы не царского рода, и был единственным мальчиком из всех возможных наследников. Его ещё ребенком обручили с единокровной сестрой и объявили фараоном, но регентом была назначена Хатшепсут.

Хатшепсут и Тутмос III

Такая практика часто встречалась в царских семьях на протяжении веков и во многих странах. И счёт времени вёлся от начала правления Тутмоса III и на всех изображениях он показан как фараон, а позади него изображали Хатшепсут с атрибутами простой царицы. Но добившись расположения и почитания жрецов, любви народа, благодаря мудрому правлению, Хатшепсут самостоятельно восходит на престол.

Хатшепсут. Рисунок.

Но не все жрецы её поддержали в этом и считали, что она захватила престол. Но количество приверженцев было высоко, как среди тех, кто служил ещё её отцу, так и среди более молодых. И это помогло царице стать истинным фараоном Египта. Хатшепсут стала изображаться как полноправный и единоличный фараон, правда в мужском облике. Эта история о женщине, способной изменить законодательство и правление нескольких десятков династий. О женщине, смело заявившей право на престол, и способной не только стать одной из первых женщин-фараонов, но и сумевшей добиться немалых успехов, особенно на поприще строительства. Ведь именно при Хатшепсут были возведены прекраснейшие обелиски невероятных размеров, массовые изменения в Карнакском храме.

Обелиск Хатшепсут в Карнаке

Ну и, конечно же, один из самых великолепных храмов Древнего Египта – заупокойный храм Хатшепсут в Долине Царей.

Заупокойный храм Хатшепсут

Эта женщина заслуживает восхищения даже спустя 35 веков. Она сделала невероятное, даже по сегодняшним меркам. Отстоять право на трон в мире, где это было неслыханно, и продержаться до своих самых последних дней.

Начнём с обелисков. Их высота превышала высоту обелисков, построенных её отцом, и равнялась 30,7 м. Все работы по изготовлению и установке заняли около 7 месяцев. Надпись на обелиске гласит: «Сделала их как памятник её отцу Амону, владыке Фив, главе Карнака, воздвигнув ему два великих обелиска из вечного южного гранита с верхушками из лучшего всех стран электра, которые видны на обоих берегах Нила. Их лучи затопляют Египет, когда солнце восходит между ними, когда оно поднимается на небесном горизонте». Обелиски были установлены в северной части одного из залов Карнакского храма, который пришлось разобрать. Но, думаю, Хатшепсут сделала это с удовольствием, ведь когда-то именно в этом зале часть придворных выбрала единственным преемником престола — Тутмоса III. Тогда как сама Хатшепсут была и по линии отца и по линии матери законной царицей.

Обелиски Хатшепсут. Фото взяты с сайта «Проект Исиды»

Упавший обелиск

С памятниками, построенными при Хатшепсут, связаны имена нескольких зодчих – Хапусенеба, Сенмута, Пуимра, Аменхотепа и Тхути. Пуимра и Аменхотеп руководили изготовлением и установкой обелисков в храме Амон Ра. Хапусенеб, видимо, был уже преклонных годов, когда к власти пришла Хатшепсут. Он был из знатного жреческого рода и поэтому был выбран на должность верховного жреца и главного зодчего. Он возглавлял строительство всех самых важных памятников во времена раннего правления царицы. В дальнейшем все выдающиеся памятники связаны с именем Сенмута, самого близкого человека Хатшепсут. Он, несмотря на незнатное происхождение, добился невероятных высот и стал одним из самых влиятельных людей Египта. Сенмут занимался воспитанием царицы – наследницы Нефрура, был хранителем печати, начальником дворца, сокровищницы, дома Амона, житниц Амона, «всех работ Амона» и «всех работ царя».

Сенмут с дочерью Хатшепсут

Сенмут с дочерью Хатшепсут

Есть предположение, что Сенмут с Хатшепсут были любовниками. Сенмут сам в следующих словах характеризует своё положение: «Я был величайшим из великих во всей стране. Я был хранителем тайн царя во всех его дворцах, частным советником по правую руку владыки; постоянный в милости и один имеющий аудиенции, любящий правду, беспристрастный, тот, кого слушали судьи и чьё молчание было красноречиво. Я был тот, на чьи речения полагался его господин, чьим советом удовлетворялась госпожа Обеих Земель, и сердце супруги бога было полно. Я был вельможа, которому внимали, ибо я передавал слово царя свите. Я был тот, чьи шаги знали во дворце, истинный советник правителя, входящий в любви и выходящий в милости, радующий сердце владыки ежедневно. Я был полезен царю, верен богу и беспорочен перед народом. Я был тот, кому был поручен разлив, чтобы я мог руководить Нилом; кому были доверены дела Обеих Земель. Всё, что приносили Юг и Север, было под моей печатью, труд всех стран был в моём ведении. Я имел доступ ко всем писаниям пророков и не было ничего от начала времени, чего бы я не знал».

Изображение Сенмута

Сенмут пользовался огромной властью, поэтому имел очень хорошие возможности для воплощения всех своих творческих замыслов. В Египте существовала такая практика – зодчий возводил свою статую возле построенных им объектов. Отсюда мы можем судить о том, что было построено Сенмутом.

К сожалению, многие постройки Сенмута до нас не дошли и мы не можем судить о них в полной мере. Но зато до нас дошло одно из величайших творений Древнего Египта – заупокойный храм Хатшепсут в Дэйр эль-Бахри, который так и кричит о гениальности зодчего, сотворившего его. И с другой стороны заставляет сожалеть о том, что до нас не дошли другие произведения этого талантливого архитектора.

Реконструкция храма

Реконструкция комплекса храмов. Храм Хатшепсут, Ментухотепа II и Тутмоса III

Хатшепсут очень много строила в Карнаке, но позднее Тутмос III уничтожал все её надписи или заменял их именами своего отца Тутмоса II, который вообще был абсолютно безликий.

Изображение в Карнакском храме. Амон — Ра коронует Хатшепсут

Также в Карнаке Тутмос III построил храм Амону так, чтобы полностью закрыть постройки Хатшепсут. С пилонов он стёр все её имена и всё стало выглядеть так, что это построил его отец. Но, несмотря на все его старания, мир всё же знает о великой женщине – фараоне Хатшепсут.

Уничтоженные Тутмосом III рельефы Хатшепсут

Изображения Тутмоса II, отца Тутмоса III

Имя Тутмоса II в храме Хатшепсут.

Важное место в архитектуре Нового царства играли заупокойные храмы. Серьёзным изменением стал отрыв храма от самой гробницы. Храмы строились на границе пустыни и плодородной земли, а сами гробницы в ущельях скал. Из сохранившихся таких храмов известны храм Аменхотепа I и царицы Нефертири. К югу от него стоял храм – молельня, от которого шла дорога в Дэйр эль-Бахри, к заупокойному храму Хатшепсут. Южнее стояли храмы Тутмоса III, Аменхотепа II, Тутмоса IV и Аменхотепа III. Таким образом, заупокойные храмы восемнадцатой династии располагались с севера на юг в том порядке, в котором правили и жили фараоны.

Справа на фотографии расположен храм Хатшепсут

Слева комплекс заупокойных храмов

Дорога от храма Хатшепсут

Инени не зря считается великим архитектором, ведь именно ему принадлежит идея новой планировки царских погребений. О постройке царской усыпальницы он рассказывает в автобиографической надписи: «Я один наблюдал за тем, как высекали скальную гробницу его величества и никто не видел, и никто не слышал… Я бодрствовал в поисках того, что превосходно. Это была такая работа, которую предки не делали». Скорее всего, это относится к строительству храма Аменхотепа I. Но хотя храмы и получили новый внешний облик, планировка осталась прежней, ведь это было необходимо для проведения ритуалов и помещения должны были соответствовать им. Вначале скальные гробницы были небольшие и их оформляли скромно. Но постепенно размеры увеличивались, удлинялись коридоры, залы становились больше, количество подсобных помещений также увеличилось. Развивалось и архитектурное оформление. От размеров стало зависеть количество колонн и их расположение. И вот в гробнице Хатшепсут уже присутствуют 3 колонны в погребальном зале и одна в помещении перед погребальным залом.

Заупокойные храмы постепенно стали монументальными сооружениями с длинными аллеями сфинксов, массивными пилонами и стоявшими перед ними статуями фараонов. Но из-за того, что многое не сохранилось или дошло до нас в уже плохом состоянии мы не можем детально проанализировать все. Особенно расстраивает не сохранившийся храм Аменхотепа III. Судя по его останкам это было великолепное сооружение. От него сохранились сфинксы, располагавшиеся на аллеи, и колоссальные царские статуи, некогда стоявшие перед пилоном, а теперь, одиноко возвышающиеся среди равнины.

Статуи Аменхотепа III, известные как колоссы Мемнона

Но, конечно же, из всего что сохранилось, выделяется храм Хатшепсут. Этот храм имел особый замысел. Он построен рядом с прославленным святилищем Ментухотепа II, причём и построен он был по его образцу. Ментухотеп особо чтился у египтян, ведь именно с него началась фиванская династия фараонов, его храм был родовым святилищем.

Храм Хатшепсут. Рядом разрушенный храм Ментухотепа II.

И вот рядом с таким местом и возводит свой храм Хатшепсут, подчёркивая этим свою принадлежность к династии и право занимать престол Египта, некогда завоеванный Ментухотепом. Это было укрепление своего положения на престоле, куда вход женщинам был недоступен. И это было настолько необычно для Древнего Египта, что известный исследователь Жан-Франсуа Шампольон, первый человек, расшифровавший египетскую письменность, был сбит с толку. В храме Хатшепсут он видел два имени рядом — Тутмос III и Хатшепсут. Изображались они вдвоём как мужчины — в мужской одежде, с бородой и с атрибутами власти фараона. Но главная загвоздка была в том, что всё, что касалось фараона Хатшепсут, было написано в женском роде. Шампольон был растерян и не мог понять в чём тут дело. Изображают мужчину, а пишут как о женщине. И только позднее археологи, благодаря исследованиям, выяснили, что это была женщина-фараон. Она осмелилась претендовать на трон. Ведь из всех детей, только она пережила отца. Поэтому храм, который она возвела, говорил всем вокруг о её величие и власти. О том, что она достойный преемник своего отца Тутмоса I.

Храм также стал самым большим среди всех храмов, построенных до него. Хатшепсут возвела его высоко в горах и с молельней, находящейся в долине, его соединяла длинная дорога. Вдоль этой дороги располагались сфинксы с головой Хатшепсут.

Сфинкс Хатшепсут

Южную стену большого двора перед храмом украшали пилястры с чередующимися изображениями сокола в двойной короне и урея. Ниже были высечены имена Хатшепсут и схематические изображения фасада дворца. Западную сторону двора занимал портик с двумя рядами колонн – по двадцать две в каждом. Колонны первого ряда спереди были украшены так же, как и пилястры южной стены. С внутренней же стороны колонны имели восемь граней, подобно протодорическим колоннам второго ряда. Над архитравом шёл карниз с балюстрадой и стоками для воды.

Протодорические колонны

С юга и севера портик украшали статуи Хатшепсут в образе бога Осириса и достигали 8 метров в высоту.

На стенах портика были различные раскрашенные рельефы. Египтяне изображали, как привозили обелиски и подносили их богу Амону, как приводили пленников из Нубии, парад воинов и различные культовые сцены. На стенах с другой стороны была уже сама Хатшепсут в образе сфинкса, побеждающая врагов и приносящая жертвы Амону. Портик посередине делится большой монументальной лестницей, которая ведет на первую террасу храма. По обеим сторонам лестницы росли деревья, рядом были пруды с зарослями папируса. От самых ворот и до лестницы через каждые 10 метров стояли по два сфинкса. Фигуры львов на боковых стенах как бы сторожили вход. Второй двор, на нижней террасе с северной стороны, был не закончен. Там так и осталась не завершённая колоннада. С западной стороны двор замыкался портиком с двумя рядами четырёхгранных колонн, разделенных лестницей, ведущей на вторую террасу. Здесь стены украшены самыми известными рельефами – коронацией Хатшепсут, её рождение матерью Яхмес от самого Амона. В южной части экспедиция в Пунт, откуда были привезены благовония и экзотические животные.

Портики храма

Настенные рельефы храма Хатшепсут

Жертвенные животные

Поход Хатшепсут в Пунт


Хнум и Хекат ведут беременную царицу Яхмос, мать Хатшепсут, к месту родов

По обеим сторонам портика нижней террасы были устроены молельни богу Анубису и богине Хатор. Правая молельня, высеченная в скале, состояла из зала с 12 каннелированными колоннами, за которым находилось святилище Анубиса. Больших размеров было святилище Хатор. В первом зале были 32 колонны с капителями в виде головы Хатор. За этим залом находился маленький зал с двумя колоннами, из которого боковые двери вели в ниши, а средняя дверь в святилище из двух помещений.

Святилище Анубиса

Святилище Хатор. Вид сверху.

Святилище Хатор

Очень интересно была оформлена лестница. Внизу перил были кобры, хвосты которых извивались вверх по перилам. На спине каждой змеи сидел сокол. Это был тандем богов северного Египта кобры Буто и бога северного Египта сокола Бехудти, что символизировало единство всей страны. Перед лестницей находились сфинксы из красного асуанского гранита.

Сокол Бехудти

Планировка верхней террасы была более сложной. Вся эта часть храма предназначалась для совершения главных обрядов, и поэтому она была доступна только для узкого круга лиц. Этим объясняется и своеобразное оформление портика террасы, перед которым стояли осирические статуи Хатшепсут. Эти статуи 5,5 метров видны даже издалека. Основная часть террасы обнесена со всех сторон колоннадой, и вход в неё осуществлялся через массивную гранитную дверь. С южной и северной стороны к террасе примыкают молельни. Одна из южных молелен посвящена культу отца Хатшепсут, Тутмоса I. В других молельнях были изображения процессий жрецов, находился жертвенник, по которому надо было подниматься по ступеням.

Пилон храма

Пилон храма

В глубине центральной террасы было вырублено 10 больших и 8 малых ниш. В больших стояли осирические статуи царицы, высотой 3,35 м. Маленькие ниши закрывались дверцами, а на их стенах изображали Хатшепсут перед жертвенным столом. Посредине стены находилась главная молельня, в которой находилась мраморная статуя Хатшепсут.

Вход в святилище. На стенах ниши с осирическими статуями Хатшепсут

Вход в святилище

Таким образом, храм Хатшепсут представлял собой грандиозный по масштабам и великолепно декорированный памятник, поражающий строгостью и геометричностью линий и форм. Решение фасадов было построено по чередованию горизонталей террас с вертикалями колоннад. Наклонные плоскости лестниц, прекрасно связывают эти горизонтальные и вертикальные линии в одно целое, а если учесть, что дорога плавно перетекает в лестницу, то создаётся впечатление подъёма ввысь. И весь монументальный памятник выглядит лёгким и стройным.

Несмотря на схожесть храмов Хатшепсут и Ментухотепа II они имеют существенные различия. Им присуща геометричность и строгость линий, но храм Хатшепсут более разнообразен и обладают пышной декоративностью.

План храма Хатшепсут. Слева план всего храмового комплекса в Дэйр эль-Бахри

План храма Хатшепсут

Разрез храма Хатшепсут

И ярким отличием являются скульптуры, которых насчитывается свыше 200. В самом храме было, по меньшей мере, 22 сфинкса, 40 осирических статуй и 28 статуй, изображавших царицу сидящей или коленопреклонённой. И ещё около 120 сфинксов украшали дворы и дорогу. Во времена 18 династии роль скульптуры очень сильно возрастает.

Статуя Хатшепсут

Начальник сокровищницы и начальник царских мастерских Хатшепсут, руководивший работами в храме Дэйр эль-Бахри, в надписи на заупокойной стене своей гробницы рассказывает о храме. Он пишет, что «Внешние двери храма были сделаны из чёрной меди с инкрустациями из электра, а все внутренние – из настоящего кедра с бронзовыми деталями . Пол, по словам Тхути, во всяком случае, в одной из частей храма, был из золота и серебра, и красота его была подобна горизонту неба».

Орнаменты в изобилии украшали храм. Над карнизами дверей и ниш чаще всего были в виде чередующихся символов Осириса и Исиды, или в виде своеобразных «тайных» ребусных изображений имени Хатшепсут. В молельне Хатор на рельефах были изображены львы. Их пёстрые полосатые гривы, сделанные в виде условных концентрических кругов на плечах очень показательны для орнаментов храма Хатшепсут. Впоследствии вся эта пышность и декоративность активно развивалась последующими династиями фараонов.

Храм в Дэйр эль-Бахри был самым важным в годы царствования Хатшепсут. И внимание Сенмута было обращено именно на него. И он даже рискнул изобразить себя на одной из стен храма. Но эти изображения всегда располагались так, чтоб потом оказываться скрытыми за дверьми. Очевидно, что они не предназначались для всеобщего обозрения. И Сенмут сделал ещё более дерзкий поступок – раскопки обнаружили тайную гробницу, которую Сенмут изготовил себе под первым двором храма. Причём уже давно была известна гробница Сенмута и поэтому находка второй гробницы, да ещё и в храме Хатшепсут стала неожиданностью для исследователей. По форме эта гробница приближается к царским усыпальницам. Поэтому Сенмут выделяется из всей знати и вельмож. Особенно показательна надпись в первом зале гробницы, сделанная крупными иероглифами по самой центральной части потолка по всей его длине: «Да живёт Гор, далее следует полная титулатура Хатшепсут, царь Верхнего и Нижнего Египта, любимый Амоном, живущий и хранитель печати, начальник дома Амона Сенмут, зачатый Рамесом и рождённый Хатнефрет». Постройка такой полуцарской гробницы и подобная надпись была необычайно смелым поступком. И есть версия, что это и стало причиной гибели Сенмута. Тайная гробница Сенмута осталась незаконченной, и никаких следов погребений нет, ни в ней, ни в официальной гробнице. Такова история создателя храма в Дэйр эль-Бахри, великолепного зодчего и фаворита Хатшепсут, Сенмута.

Рисунок художника Михаила Потапова

Впоследствии умирает и дочь Хатшепсут, наследница престола, Нефрура.

Храм Хатшепсут недолго сохранял свой прекрасный вид. После смерти царицы к власти пришёл Тутмос III, и не сразу, а через несколько лет правлений приказал уничтожить все статуи Хатшепсут, препятствовавшей его самостоятельному правлению.

Хатшепсут. Рисунок Михаила Потапова

Тутмос III. Рисунок Михаила Потапова

Тутмос III. Один из величайших фараонов-воинов Древнего Египта.

Многочисленные скульптуры храма были разбиты на куски и зарыты поблизости, где они были обнаружены раскопками.

Разбитая статуя Хатшепсут

Исследования мумии Хатшепсут показали, что она умерла от болезней в возрасте 40-50 лет.

Продолжаем нашу прогулку по Фиванскому некрополю. Из Мединет Хабу, где находится поминальный храм Рамзеса III, мы отправимся в Дейр эль-Бахри. В этом комплексе находится сразу три храма - Ментухотепа II, Тутмоса III, и самое главное - царицы Хатшепсут, усыпальницы в абсолютно уникальном для древнего Египта стиле.

Дейр эль-Бахри с воздушного шара

Слева на переднем плане мы видим Рамессеум - поминальный храм Рамзеса II. Однако, как я уже упоминал в прошлом посте - , в него мы не заходили, только мимо проезжали. Я сделал пару кадров на ходу из автобуса, и они явно не получились.

Лучше смотреть на Рамессеум с воздушного шара)

Ну а теперь войдем в комплекс Дейр эль-Бахри

Вокруг полно пещер, в которых скрываются различные гробницы

Одна из важных гробниц здесь - гипогей Сенмута, главного архитектора храма Хатшепсут

Если погода позволит, здесь можно гулять бесконечно. Лазить, любоваться пустынными пейзажами, ну и разумеется исследовать гробницы, которых здесь неисчеслимое количество.

Но поскольку на улице 40 градусов и смог, то пойдем сразу в главный храм

Храм царицы-фараона Хатшепсут в древности именовался Джесер Джесеру — «Священнейший из священных». Это абсолютно уникальное по стилю творение, с безупречной классической гармонией. А ведь он был возведен за тысячу лет до Парфенона в Афинах!

Как и любой уважающий себя храм, он охраняется соколами (Хорус или Хор - бог неба и солнца в облике сокола, человек с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса)

И украшен сфинксами

Джесер Джесеру состоял из трёх крупных террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми протодорическими колоннами

В центре террасы были разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма


А вот и само святилище

Когда-то здесь были тысячи уникальных рельефов

Повествовавших об основных событиях царствования царицы Хатшепсут

А венчал храм гигантский портрет самой Хатшепсут в виде сфинкса. Портрет Хатшепсут должен был быть виден с борта кораблей, плывущих вниз по Нилу (это была основная цель сооружения), поэтому место выбиралось специально под скалой - чтобы было за что крепить портрет.

Однако здесь мало что сохранилось, по многим причинам. Хатшепсут захватила трон после смерти ее мужа, фараона Тутмоса II. По идее фараоном должен был стать Тутмос III, но он в то время был еще совсем ребенком, и Хатшепсут узурпировала власть, став "регентшей". Она сразу организовала массивное строительство, которое продолжалось все время ее правления (около 15-и лет). Однако как только к власти пришел истинный наследник, он приказал немедленно разрушить все творения царицы.

Тутмос еще повел себя относительно по человечески, поскольку разрушенные скульптуры он не приказал полностью уничтожить, а закопать неподалеку от храма. Это показывает, на мой взгляд, насколько велика была египетская цивилизация - там умели ценить красоту даже если она была произведена твоими врагами.

К сожалению, современный Египет не сохранил великие традиции и отношение к культуре. Когда в конце XIX века сначала Гастон Масперо, а потом американская экспедиция провела раскопки в Дейр эль-Бахри, они обнаружили тысячи скульптур, колонн и прочих артефактов. Они обратились в местное "управление древностей", и спросили - как быть? В Египте не поскупились, и ответили "берите, нам не жалко". Теперь в Метрополитене есть целый отдел (чуть ли не здание) с экспонатами из храма Хатшепсут. А здесь мы видим лишь некоторые останки.

Египтяне вообще народ щедрый. Когда ненормальный Насер начал строить свою плотину, он вообще разрушил пол древнего Египта, и затопил десятки древних храмов (если не сотни). Весь мир пришел в ужас, и организовал операцию по спасению храмов. Насер не поскупился - "все что спасете, то ваше". Теперь целый древний храм стоит в центре Мадрида, а другие находятся в Берлине, Лондоне, Нью-Йорке, Париже, и так далее.

От всего этого пиздеца уцелел только великий Абу-Симбел, который тоже весь мир спасал. Храм распилили, и перенесли на гору 60 метров выше изначального местонахождения. Об этом, разумеется, будет отдельный пост.

У меня ко всему этому очень двойственное отношение. Я стараюсь не быть колониалистом, но иногда мне кажется что это к лучшему - пусть храмы хранятся в Европе и в Америке, где умеют уважать культуру, и не произойдет то, что случилось в Пальмире, и происходит каждый день в Ираке, Сирии, Египте.

С другой стороны, учитывая происходящее в последние годы в Европе, никто не сказал, что наше культурное наследие в сохранности там.

В заключение к этому хочу просто попросить - давайте с большим уважением и пониманием относится к нашим культурным ценностям. Ведь на самом деле только это у нас и есть.

Ну а теперь вернемся к рельефам

Тут сохранилось много изображений быков. В Египте к ним совершенно особое отношение.

Из их вымени не стесняются пить даже Фараоны

И за ними следут сам Анубис

Вот еще один бык, величаво ступающий по анкхам

Мне "ошейник" быка особо нравится

Кроме быков тут есть потрясающие львы

Фараоны в типичных юбочках)

Ну и разумеется соколы

Потому что сокол, кроме того как быть богом Хорусом, также является символом Нижнего Египта

Сделаем последний наружний обход

Останки храма Ментухотепа II

Тут на этой арке есть все. И бык, и сокол, и скарабей, жук-навозник, самое почитаемое насекомое Египта

Смотрим вниз с верхней террасы. Пока мы гуляли по храму, смог захватил Долину Царей

Напоследок - еще один кадр на храм с воздуха

Уходим. Уникальное строение. Все другие храмы в Египте конечно по своему уникальны, но по стилю немного похоже. Этот - совсем особенный. И абсолютно современный. Интересно, повлиял ли он на Ла Корбюзье, и вообще на модернизм и функционализм.

После храма Хатшепсут мы поехали к колоссам Мемнона. Я думал написать о них здесь, но вижу, что слишком много получается. Так что будет отдельный пост. Колоссы этого заслуживают.

Храм Хатшепсут в Дейр эль-бахри

Воды Нила разделили Древний Египет на две части: восточную и западную, на царство живых и царство мертвых. На восточном берегу Нила возводились дворцы фараонов и громадные храмы, в честь разных богов; на западном берегу строились пирамиды, гробницы и заупокойные храмы, где совершалась служба в честь умерших и обожесталенных фараонов…
К таким заупокойным храмам, вырубленным в скалах западного берега Нила, относятся два колосса Древнего Египта: храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и храм Рамсеса II Великого, более известный под названием Абу-Симбел.
Царица Хатшепсут (правила в 1525- 1503 гг. до н.э.) была женой фараона Тутмоса II. После смерти мужа она узурпировала трон, лишив престола законного наследника - своего пасынкаТутмоса III, который, как считается, был рожден от женщины нецарского происхождения. В годы правления Хатшепсут в долине Нила велись значительные строительные работы, в том числе перестраивался и расширялся храм Амона в Карнаке. Вероятно, Хатшепсут стремилась тем самым обессмертить свое имя. Забегая вперед, скажем, что этой ей не удалось - судьба, увы, жестоко отомстила царице…

Строительство заупокойного храма началось еще при жизни Хатшепсут. Его строил придворный архитектор Сенмут. Возводя храм, Сенмут заготовил в нем тайную гробницу и для себя, и оставил в одном из потаенных уголков свой портрет.
Храм Хатшепсут был построен рядом с храмом фараона Ментухотепа I, который почитался как родоначальник фараонов XVIII династии. Вероятно, тем самым царица хотела подчеркнуть свое право на захваченный ею в обход законного наследника престол. Сегодня местность, где находится храм Хатшепсут, носит арабское название Дейр-эль- Бахри. По своим громалным размерам и обилию декоративных украшений этот храм превосходит все прочие подобные сооружения Древнего Египта и резко выделяется из всех храмов Древнего Египта.

Храм Хатшепсут относится к типу полускальных - наземные помещения сочетаются в нем со святилищем, вырубленным в скалах. Храм состоит из трех террас-ступеней, возвышающихся друг над другом и соединенных пологими лестницами-пандусами. В древности на этих террасах были устроены пруды с зарослями папируса и посажены деревья. Дорогу к храму украшали сфинксы с портретными головами царицы Хатшепсут в облике бога Осириса. Сфинксы были ярко раскрашены - тело и лицо желтые, борода синяя, головная повязка полосатая, красно-зеленая. Пьедесталы украшали рельефы, изображающие связанных пленников.

Нижняя терраса, служащая центральным двором, обнесена стеной, украшенной каменными изображениями соколов со знаками царской власти. С запада двор замыкает 22-колонный портик, разделенный посередине лестницей-пандусом. Некогда ее обрамляли монументальные фигуры львов, а по сторонам портика возвышались колоссальные, 8-метровой высоты, фигуры царицы Хатшепсут в образе бога Осириса. Портик украшают раскрашенные рельефы, изображающие царицу Хатшепсут, попирающую врагов и приносящую жертву богу Амону. Здесь же можно видеть сцены военных парадов, вереницы невольников, эпизоды строительных работ.

Лестница, рассекающая портик, выводит на вторую террасу. Когда-то в ее центре находился искусственный пруд, окруженный деревьями. Западную часть террасы также украшает портик с четырехгранными монолитными колоннами, рассеченный лестницей и служащий основанием для третьей, верхней террасы. На стенах портика сохранились рельефные композиции, посвященные жизни царицы Хатшепсут. На противоположном конце террасы изображены рельефы, повествующие об экспедиции, посланной царицей в легендарную страну Пунт и привезшую оттуда множество драгоценностей и редких растений. Как считает большинство исследователей, под страной Пунт следует понимать восточное побережье Африки. Вероятно, эта же страна была в древности известна жителям Ближнего Востока под именем Офир. Рельефы изображают обезьян, пантер, жирафов, хижины на сваях - типично африканские сюжеты.

Лестница, ведущая на верхнюю террасу, украшена скульптурами гигантских кобр, на спине каждой из которых сидит сокол. Это - геральдические фигуры, символизирующие Верхний (кобра) и Нижний (сокол) Египет, а вся композиция призвана олицетворять единство Египта. Лестницу обрамляет пара сфинксов, высеченных из красного асуанского гранита.
Верхняя терраса предназначалась для главных храмовых ритуалов. Здесь находится вход в вырубленное в скалах святилище Хатшепсут. Фасадом святилища является портик с четырехгранными колоннами, перед каждой из которых некогда стояла монументальная статуя царицы. Эти громадные статуи были видны далеко с проплывающих по Нилу судов. Всю террасу окружали колонны. Здесь же находились несколько маленьких храмов-молелен. В южном крыле портика располагалось святилище богини Хатор - покровительницы царицы Хатшепсут.

В глубине за колоннадой портика открывается таинственный лабиринт вырубленных в скалах подземных залов. Их полы были выложены золотыми и серебряными плитами, кедровые двери инкрустированы бронзой, стены украшали граненые колонны, а своды покрывали ярко раскрашенные рельефы. Вход в главный зал обрамляли трехметровые статуи царицы Хатшепсут в образе бога Осириса, а его двери были изготовлены из «черной меди» с инкрустациями из электра (сплав золота с серебром).

В главном зале подземного святилища находилось огромное мраморное изваяние царицы. К сожалению, от него сохранились только обломки. Всего же в храме стояло более двухсот статуй, из них 140 сфинксов. Скульптуры из храма Хатшепсут являются наиболее выдающимися образцами древнеегипетского искусства эпохи XVIИ династии. Они изображают царицу Хатшепсут в трех видах: в виде фараона, в виде бога Осириса и в облике сфинкса. Эти портреты донесли до наших дней облик древней правительницы: сужающийся к подбородку овал лица, маленький рот, миндалевидные глаза под широкими дугами бровей, линии век с помощью фима продлены к вискам… На всех статуях ваятели постарались точно передать портретное сходство, но если у сфинксов и у статуй больших размеров (высотой 8 и 5 м), являвшихся частью внешнего оформления храма, намечено только общее сходство и воспроизведены лишь наиболее характерные черты, то статуи из главного святилища, имевшие культовый характер, сделаны первоклассными мастерами и в очень тонкой и мягкой манере воссоздают портретный облик царицы.

Роскошное убранство храма Хатшепсут просуществовало недолго. После смерти царицы взошедший на престол законный наследник Тутмос III первым делом приказал истребить по всей стране все изображения своей предшественницы и стереть все надписи, где упоминалось ее имя. Все скульптуры храма были разбиты и зарыты неподалеку, где много столетий спустя их обнаружили археологи.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Авиабилеты Рига — Осло Из Риги в Осло на машине
Один мой день в автопутешествии с детьми
Бесплатные экскурсии от местных жителей или как я «работала» гидом