НОВОСТЬ: ВЫШЕЛ НОВЫЙ ВЫПУСК ЖУРНАЛА KIMONO №18, ТЕМА НОМЕРА: ИННОВАЦИИ

#FASHION

ЙОДЗИ ЯМАМОТО: ДОРОГА УХОДИТ ВДАЛЬ

Этот номер KIMONO посвящен кино, однако одежда Йодзи Ямамото больше напоминает поэзию, и начать эту историю нужно именно так. Правда, встреч с кино в жизни дизайнера тоже было немало — но обо всем по порядку.

ФЕВРАЛЬ 2019

Кадр из фильма «Записки об одеждах и городах», 1989, режиссер Вим Вендерс

© Road Movies Filmproduktion

Свою первую коллекцию в Париже он представил в 1981-м — и вначале казалось, что это не революция, а провал. На фоне яркой и соблазнительной моды тех лет его угольно-черные асимметричные вещи с необработанными краями смотрелись как вызов, как удар. Но, поначалу задохнувшись от возмущения, Париж пал. Но, несмотря на негативные отзывы критиков, закупщики бутиков и универмагов буквально рвались в офис Ямамото и даже сломали там эскалатор: они были уверены, что эта странная одежда — именно то, что нужно современным модникам. И хотя копья по поводу стиля Ямамото будут ломать еще целое десятилетие, — почему она такая мрачная? почему будто рваная? — самые передовые эксперты объявили Ямамото гением моды и главным из плеяды японских дизайнеров.

Японцы, приехавшие в 1980-е в Париж (среди которых была и Рэй Кавакубо из Comme des Garçons), принесли с собой особую философию и особое видение красоты. Западному миру, воспевающему богатство, сексуальность, гедонизм, они предложили другое блюдо. Что женщина — загадка. Что мужчина — слаб. Что любить — больно. Что жизнь — это лишь мерцающий во тьме свет. Все это было так свежо и так точно передавало дух времени, которое еще не пришло, но уже на пороге. Кого-то эта картина испугала — потому что человек по природе боится плохих новостей. А кого-то покорила — как покоряют красивые печальные стихи. Свое кредо дизайнер описывает так: «Лицо каждого человека асимметрично, асимметрично и тело. И в этом мое вдохновение. Я ненавижу корсеты, туфли на шпильке, аккуратные платья, обтягивающие грудь и бедра. Я хочу делать одежду для независимых женщин, которые не хотят быть игрушкой мужчин».

 

Йодзи Ямамото родился 3 октября 1943 года в Токио. Его отец погиб на фронте, после чего мать Фуми Ямамото окончила курсы шитья и открыла ателье. На прошлогодней встрече со студентами в Оксфорде дизайнер рассказывал: «Я был единственным сыном вдовы. Токио был разбомблен, мы потеряли все, деньги обесценились и были просто бумагой. Но моя мать решила, что никогда не выйдет замуж и вырастит меня одна. Каждую ночь я слышал стук швейной машинки и шипение утюга. И я ненавидел это. Как ненавидел и полный несправедливости мир взрослых». Йодзи очень жалел свою мать, поэтому, когда она велела ему поступать на юридический, согласился. Но, получив диплом, не смог себя заставить работать по специальности — он признался маме, что хочет помогать в ателье. Фуми не разговаривала с сыном две недели, а потом сказала: если он хочет помочь, пусть идет учиться в Бунка-колледж, изучает там крой. Йодзи был счастлив. А через несколько лет он поехал покорять Францию, в которой он уже когда-то был. Кстати, еще во время первой поездки, о которой он вспоминал с восторгом, Париж его покорил: «Я сел на корабль и приплыл в Находку. Там я сел на поезд и проехал всю Сибирь, потом пересек Нидерланды, Германию и прибыл в Париж. Сойдя с поезда, я был поражен — люди кричали, пахло «житаном» и «галуазом», окурки валялись на улицах. Я был потрясен. Это мой город! Так началась моя судьба».

 

 

 

Уже в конце 1980-х Йодзи был на вершине модного олимпа наряду с Ивом Сен-Лораном и Аззедином Аллайей. Но по-настоящему культовый статус за Йодзи закрепил кинематограф. В 1989-м Вим Вендерс снял о дизайнере фильм «Записки об одеждах и городах». Предыстория картины такова: когда парижский Центр искусства и культуры Жоржа Помпиду предложил Вендерсу снять документальный фильм о мире моды, он чуть было не отказался. Но потом подумал, что фильм можно использовать как повод познакомиться с человеком, который сделал его любимый пиджак…

 

Оказалось, что как-то раз Вендерс, которого совершенно не интересует мода, купил сорочку и пиджак, не посмотрев на лейбл, — ему понравилось, что вещи выглядели словно уже слегка поношенными. Примерив обновку, Вендерс увидел в зеркале самого себя, но лучше — словно впервые по-настоящему стал собой. «Какой секрет раскрыл Ямамото? Чувство, которое рождала эта вещь, шло из глубины, из моего прошлого. Пиджак напомнил о детстве и отце, словно мои воспоминания вшили или даже вплелись нитью в ткань», — размышлял режиссер.

 

Во время съемок Вендерс и Ямамото стали друзьями, и вскоре Вендерс попросил дизайнера сделать костюмы для своего фантастического фильма «Когда наступит конец света» (1991). Когда в назначенный день в Венецию прибыли коробки из Японии, режиссер не поверил своим глазам.

 

«Йодзи никогда не встречался с моими актерами, он лишь получил мои заметки, надежды и пожелания и соткал из них костюмы. Я был ошеломлен. Даже в своих самых диких мечтах, я не мог представить, что это будет так точно!»

 

Кадр из фильма «Когда наступит конец света» (1991)

 

После съемок Вендерс еще несколько лет в путешествиях носил костюм главного героя — путешественника, так он ему понравился. Описывая этого персонажа Ямамото, Вендерс говорил, что тот, гуляя, собирает камушки, ракушки, листочки — все интересное, что попадется на пути. Так вот, дизайнер придумал необычайно удобный пиджак со множеством больших и малых карманов, некоторые Вендерс нашел только год и даже два спустя!

 

История выше показывает, как Ямамото буквально перевел сценарий в костюм. Но бывало и наоборот — что режиссер переписывал сценарий под его вещи. Так случилось во время работы на фильмом «Куклы» (2002) Такэси Китано. «На первой примерке Йодзи представил мне костюмы для героев-бродяг. Так, актриса Михо была одета в красное платье — то есть нечто абсолютно противоположное тому, что носят нищие. Когда я это увидел, я чуть не грохнулся на пол! — вспоминает Такэси Китано. — Йодзи спросил меня: «Что ты думаешь?» И я про себя подумал: «Что, черт возьми, я должен думать?! Что мы будем с этим делать?!» На мгновенье меня охватила паника».

 

Поразмыслив, Китано понял, что не будет просить Йодзи переделывать — лучше он сам перепишет сценарий. «Я решил переделать историю и показать манипулирование человеком, такое же, как в театре Бунраку. То есть благодаря костюмам Ямамото я вернулся к первоначальной идее фильма — идее показать своего рода марионеточный театр. Можно сказать, что половину фильма срежиссировал Йодзи», — заключает Такэси Китано.

 

Но одним кино Йодзи, конечно, не ограничился. За без малого четыре десятилетия в моде он поучаствовал в сотне проектов — к примеру, в Токио можно попасть на концерты Йодзи-музыканта (он поет, играет на гитаре и гармонике), время от времени в его бутике в районе Аояма проходят выставки его живописи. В 1990-е он делал костюмы для оперы («Мадам Баттерфляй», «Тристан и Изольда», «Сусаноо»). А в 2000-е одним из первых обратил внимание на уличную моду — его демократичную марку Y3 носили самые актуальные рэперы, а сегодня созданные им совместно для adidas кроссовки модницы сочетают с платьями и деловыми костюмами. Да, Йодзи до сих пор безумно актуален. И при этом всегда остается собой. «Я никогда не следовал трендам, никогда не шел широкой дорогой мейнстрима. Я всю жизнь иду узкой, очень узкой тропой…» Спасибо вам за это, маэстро!

 

ОПУБЛИКОВАНО В ЖУРНАЛЕ KiMONO №14 ФЕВРАЛЬ-МАРТ 2019

Текст: Марина Такимото, Анастасия Соколова