НОВОСТЬ: ВЫШЕЛ НОВЫЙ ВЫПУСК ЖУРНАЛА KIMONO №18, ТЕМА НОМЕРА: ИННОВАЦИИ

АНТОН БЕЛОВ: ЯПОНЦЫ УМЕЮТ РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ

Директор московского Музея современного искусства «Гараж» о фестивале японской культуры J-FEST в Москве и своем романе с Японией.

Как все начиналось

Уже в детстве я понимал, что Япония — какая-то волшебная страна: кто-то привез мне оттуда жвачку, а она снаружи как арбуз, а потом на языке — бах! — взрывается. Потом — японские мультфильмы «Грендайзер», «Сейлор Мун» — их показывали по телевизору по утрам, мое поколение на них выросло… Когда я стал старше, заинтересовался японским искусством. Оно такое чарующее и не всегда сразу понятное. И Яёи Кусама, и Такаси Мураками, и многие другие японские художники обучались на Западе и понимают коды западного искусства, но по-своему их переосмысляют. Мне нравится, что все искусство made in Japan очень мастеровитое.

 

Зов крови

Не так давно я сделал популярный тест ДНК, и во мне обнаружилось 0,1% японской крови. Этот тест — лишь часть большого исследования, которое я затеял, чтобы узнать корни своей семьи. Меня поражает, что в Японии семейные бизнесы существуют по 800 лет, и все всё знают о своих предках… У меня нет желания найти каких-нибудь дворян, но мне хочется, чтобы моя семья объединилась вокруг этой истории.

 

Бизнес по-японски

Сотрудничать с японцами — одно удовольствие. Процесс переговоров небыстрый, но если все удалось, то это надолго. Например, «Гараж» вел переговоры с глобальным брендом одежды из Японии Uniqlo, и теперь это наш надежный партнер. Мы вместе придумываем массу интересных акций: например, каждую пятницу с 17:00 до 20:00 посетители «Гаража» могут получить бесплатный билет в Музей в рамках акции Uniqlo Free Friday Nights. Японская компания Panasonic не только предоставляет нам бесплатно оборудование, но и пытается помочь с технологиями, внимательно следит за развитием Музея. Для бизнеса с японцами необходим личный контакт. Сейчас я был в США в командировке и на обратном пути заехал в Японию, чтобы встретиться с нашими партнерами — это важно и для них, и для меня.

 

Юбилей «Гаража»

В этом году «Гаражу» исполнилось десять лет. Мы постоянно думаем о будущем и поэтому решили показать в Музее художника, который, как и мы, увлечен всем новым и близок нам по духу. Я говорю о Рёдзи Икэда — японском электронном музыканте и художнике, который в своих инсталляциях объединяет экспериментальную музыку, свет и математику. Он находит звук там, где его, казалось бы, не должно существовать, и создает музыку, которая с трудом укладывается в привычные представления о ней. В Музее мы покажем его последнюю работу — масштабную аудиовизуальную инсталляцию code-verse, основанную на анализе big data. Так что летом в «Гараже» можно будет увидеть и услышать нечто невероятное!

 

Японский характер

В Японии с одинаковым уважением относятся к различным проявлениям индивидуальности. Думаю, это связано с тем, что японцы не боятся смерти и очень любят жизнь во всех формах — хоть в виде цветочка, хоть в виде кусочка земли (обязательно облагороженного). Находясь там, тоже начинаешь уважительно относиться ко всем проявлениям человеческого… Другая типично японская черта — всему радоваться. Празднование Дня воздушного змея или Дня императора — все выходят на улицу и веселятся. Мне кажется, это правильное отношение к жизни.

В Токио я был в очень странных местах: в микроскопическом виски-баре, где для нас сделали бутылку виски «Гараж». Еще был в караоке и в секретных ресторанах, куда невозможно попасть с улицы, на окраине Токио где-то в гигантском саду, где шесть поваров готовят только для вашего столика.

 

О Такаси Мураками

Когда мы в «Гараже» делали выставку звезды японского искусства Мураками, мы воссоздали в одном из пространств и его токийскую студию в микромасштабе. А в ней — коробку, в которой в перерывах отдыхает художник. Она из картона, внутри — матрас и лампочка для чтения — и все. Мураками она нужна не просто для отдыха, он так хочет отгородиться от мира, защитить в себе ребенка и продолжать творить. Это очень по-японски. Япония ведь тоже от всего мира пыталась закрыться, чтобы защитить свою сущность… Кроме студии Мураками мы показали посетителям и свитки XVIII–XIX веков, у нас была на выставке небольшая глава про Хиросиму и Нагасаки, было про понятие «каваий», мы построили целый мир про Японию — и все это рассказали зрителям. Выставку Мураками «Будет ласковый дождь» в «Гараже» посетило более 300 тысяч человек!

 

О фестивале J-FEST

Сейчас в Москве мы делаем J-FEST — это гигантский фестиваль, в прошлом (в 2017-м — прим.ред.) году он собрал 95 тысяч человек! Тогда никто не ожидал такого наплыва, хотя мы понимали, что Япония — это страна, которая интересна очень многим. Раньше этот фестиваль проходил в гостинице «Космос», и это было мероприятие в основном для любителей аниме, косплееров и японских компаний. Но мы это все переформатировали просто в большой фестиваль японской культуры. Уверен, в этом году гостей будет еще больше! Ведь у нас несметное количество японских ресторанов, сейчас постоянно открываются новые места, где есть не только суши, но также рамены и многое другое. А еще есть поклонники икебаны, айкидо, чайной церемонии, манги, аниме и, конечно, фанаты Такаси Мураками, Яёи Кусама. Япония как никто умеет упаковывать свою культуру на экспорт. 

Текст: Марина Такимото

Фото: Валентин Заруднев

 

ОПУБЛИКОВАНО В KIMONO №11, 2018