ASICS: ЛЮБИМЫЕ КРОССОВКИ ЯПОНИИ

Японцы — страстные поклонники западных дизайнеров. Но в том, что касается кроссовок, они верны отечественному производителю.

Если бы культовый сериал «Секс в большом городе» снимали сейчас, героиня Сары Джессики Паркер коллекционировала бы не лодочки Manolo Blahnik, а кроссовки! Эта спортивная обувь прочно обосновалась на подиуме — кроссовки теперь носят с нарядными платьями, деловыми костюмами, мини-юбками, легинсами. Самые «горячие» модели, конечно, самые труднодоступные: Balenciaga Triple S, Kanye West x adidas Originals или кроссовки Ten Icons Reconstructed, которые для Nike разработал Вирджил Абло, ныне креативный директор мужской линии Louis Vuitton. 

 

Японию мода на кроссовки, конечно, не обошла стороной — японцы во всем от еды до одежды любят подражать Западу. Но вот с кроссовками все иначе. Да, на улицах Токио можно увидеть и белые кеды Gucci, и контрастные New Balance, однако чаще всего рядовые японцы выбирают родные Asics. Почему?

 

Историю любимой марки в стране знают все. Если вкратце: она появилась в 1949 году и изначально называлась Onitsuka Tiger — по имени создателя Кихатиро Оницука и его любимого животного. Задумывая марку, Оницука прежде всего хотел приобщить к спорту молодежь послевоенной Японии — он верил, что это не только сделает нацию здоровее физически и духовно, но и быстрее поднимет страну из руин. Первым хитом Onitsuka Tiger стали кроссовки OK Basketball Shoe с присосками на подошве, напоминающими щупальца осьминога. После того как в 1951 году обутая в них школьная баскетбольная команда заняла первое место на городском чемпионате, и началась слава бренда.

Вообще творение Кихатиро Оницука выстрелило прежде всего из-за понятной всем высокой цели — японцы, как никакая другая нация, умеют сплотиться вокруг какой-то большой идеи. Но дальнейший успех марки стал возможен благодаря невиданным инновациям — а это еще одно любимое слово жителей Страны восходящего солнца. К примеру, в 1960-м марка выпустила беговые кроссовки Magic Runner. Это были самые легкие кроссовки в мире, к тому же хитрая система вентиляции позволяла стопе дышать — после того как их надел марафонец Абебе Бекила, который прежде всегда выходил на старт босиком, Япония начала бегать именно в них. 

В 2002 году компания Asics решила возродить бренд Onitsuka Tiger — под этим именем выходят кроссовки для повседневной жизни. Хит продаж — коллекция Asics Onitsuka Tiger х Andrea Pompilio.

Даже эмблема марки, знаменитые пересекающиеся линии, была создана не как украшение: это был каркас, усиливающий фиксацию стопы в кроссовках Limber Up Leather BK, которые выпустили к Олимпиаде 1968 года в Мексике. Именно в них японский марафонец Кэндзи Кимихара завоевал серебряную медаль. 

 

В 1977 году бренд был переименован в Asics — это первые буквы знаменитого изречения Anima sana in corpore sano, то есть «В здоровом теле — здоровый дух». Под новым именем к началу 1980-х компания добилась неслыханных высот: кроссовки Asics продавались в 80 странах мира, выручка достигла миллиарда долларов США.

Сегодня для всего мира Asics — это крупнейшая компания, которая в первую очередь делает современную технологичную обувь для спорта. И выбирают ее не только японцы, но и, к примеру, бегающие в Парке Горького москвички. Однако на волне тренда на дизайнерские кроссовки марка стала все чаще приглашать к сотрудничеству молодые таланты. Самыми продаваемыми стали кроссовки, созданные совместно с итальянским дизайнером Андреа Помпилио, другая удача — коллаборация с болгарским дизайнером Кико Костадиновым. За этими моделями Asics охотятся не только японские модники, но и все остальные!

В фильме Квентина Тарантино «Убить Билла» в сцене финальной битвы исполнительница главной роли Ума Турман перемещается по залу и рубит своих врагов катаной, обутая в желтые с черными полосками кроссовки Onitsuka Tiger Mexico 66.

Текст: Елена Кожурина

Фото: Марина Такимото

ОПУБЛИКОВАНО В ЖУРНАЛЕ KIMONO №10, 2018