ИТИГО: СЛАДКОЕ СЕРДЦЕ ЯПОНИИ

Экспорт японской клубники за десять лет вырос больше чем в пятьдесят раз. Особенно эти ягоды любят в Гонконге, на Тайване и в Сингапуре, а Таиланд говорит: за мной не занимать! — и забирает все, что осталось.

В Японии крайне популярны фруктово-ягодные походы: это когда в сезон японцы с детьми или друзьями едут на ближайшую ферму и за скромную плату сами собирают урожай персиков, слив или, к примеру, клубники (по-японски «итиго») — чтобы наесться свежими плодами от пуза. Однако клубника — особый случай. За ней лучше ехать не на ферму, а идти в супермаркет и изучать ассортимент — каких только сортов не встретишь!


Клубника номер один в Японии — есть ли такая? И стоит ли спорить о вкусах, когда в продаже есть коробочки с одной ягодой стоимостью более чем 400 долларов? Название этому чуду Bijinhime, или «Красавица», и помимо цены здесь есть чему подивиться: более тринадцати лет фермерам префектуры Гифу потребовалось, чтобы вывести настоящего гиганта — вес некоторых ягод превышает 100 грамм (это вес небольшого банана), а содержание сахара свыше 13 процентов, тогда как обычно в клубнике — 10–12! Разумеется, килограммами такую клубнику не едят. Брать «на вес» — последнее, что придет в голову японцу, решившемуся на такое приобретение. Совершенные, просто выставочные экземпляры упакованы в изящные шкатулки, дизайн которых может соперничать с упаковкой люксовой бижутерии. Такую клубнику не купят для ланча или даже инстаграм-завтрака, хотя подобной покупкой можно было бы знатно пустить пыль в глаза подружкам… Скорее всего, ее подарят на свадьбу или юбилей тем, у кого уже все есть.

Но вернемся к ассортименту. Сегодня за право называться королем клубничной поляны соревнуются десятки японских производителей: регионы Японии культивируют почти 300 сортов этой ягоды. Помимо Bijinhime, одним из ценовых лидеров гонки есть все основания назвать клубнику Amaou из префектуры Фукуока. Ее исключительное преимущество «зашито» уже в названии: это аббревиатура из японских слов akai («красная»), marui («круглая»), ookii («большая») и umai («вкусная»). Словом, само совершенство! Именно ее предлагает магазин фруктов класса люкс Sembikiya: покупателей не пугает цена в 10 000 иен за коробку из пятнадцати благоухающих роскошью сладких ягод-сердец. 

 

Почетное призовое место рядом с Amaou занимает клубника Skyberry, гигант из префектуры Тотиги, области, производящей больше всего японской клубники. Фермеры Тотиги в течение семнадцати лет бились над идеальным балансом яркого сладкого и одновременно освежающе-искристого вкуса. Если вам кажется, что на коробку из двенадцати sky-небесных ягод стоимостью 8000 иен вы еще не заработали, загляните в марте-апреле во фруктовое кафе на Синдзюку Takano Fruit Parlor & Fruit Bar. Готовьтесь занять интернациональную очередь — и спустя час вы сядете за столик. Чтобы понять степень концентрации клубники в организмах посетителей, оцените цифры: в сезон в заведении продают более 300 порций клубничного парфе за день. Миниатюрная креманка розового облака обойдется в 1700 иен.

Но и другие клубничные префектуры никак нельзя назвать аутсайдерами. Все, кому позволяет специфика почвы и климат, делают ставку на выращивание высококачественной клубники, выбирая среди сортов лучшие из лучших. Причем несколько десятков лет назад выращивание клубники было сопутствующим и не особенно хитрым фермерским приемом: в момент, пока земли, предназначенные под посадку риса, пустовали до следующей посевной, площади пускались под ягоду. Теперь все не так: к примеру, фермеры из Тотиги не бывают в отпуске годами — ведь посадка клубники ведется круглый год, некогда отдыхать, нужно работать и удивлять покупателей!

 

Драгоценным блеском сияет клубника Kirapika из префектуры Сидзуока. Поп-культура вообще и «кавайная» эстетика в частности ассоциируются в первую очередь с зефирками-карамельками и, конечно же, с клубникой! И ягоды сорта Kirapika, что в переводе означает glitter, «блеск», — апофеоз этой мимишной аналогии. Нарядная и вкусная!

 

Ведущий производитель цитрусовых в стране префектура Эхимэ десять лет культивировала сорт, который выразил бы суть региона. Клубника Akai Shizuku позиционируется как удовольствие для взрослых: это не сладкие, а лимонно-свежие на вкус ягоды, идеальное дополнение к бокалу дорогого шампанского.

 

И конечно, обязательно надо сказать о белой клубнике из префектуры Яманаси! Она называется Hatsukoi no Kaori, что означает «аромат первой любви». Выглядит очень экстравагантно: это действительно «мимолетное виденье», клубника-приведение — сливочно-белые ягоды с красными семенами… Не без странностей, но ведь и правда запоминающаяся, как первая любовь!

Текст: Елена Кожурина

ОПУБЛИКОВАНО В ЖУРНАЛЕ KIMONO №16-17, 2019