ЯПОНСКИЕ ШТУЧКИ. КАСИВА САТО: ОТ ЛОГО ДО БРЕНДИНГА

В Японии понимают, что визуальный ряд является мощным средством коммуникации. Здесь на улицах городов лого и надписи повсюду: символы и знаки стали средством мгновенной передачи названия, философии, настроения. 

В мировой культуре есть такое понятие — «японские штучки». Оно родилось за пределами страны в эпоху Мэйдзи (вторая половина XIX века) из желания иностранцев дать определение необычным предметам быта японцев. «Японские штучки» — это, по сути, пристрастный взгляд гайдзина на японскую архитектуру, искусство и дизайн. Для каждого номера KIMONO специалист по японскому стилю Татьяна Наумова находит новые «японские штучки» и рассказывает о них.

Прототипом современных японских логотипов можно считать «камон» — особый родовой знак. Он представляет собой стилизованное изображение растений, животных или рукотворных предметов. Его можно встретить и в исторических фильмах, и в наши дни — на кимоно для торжественных случаев или вывесках традиционных мастерских. 

 

Возможно, именно духом самурайской традиции вдохновился дизайнер Касива Сато, когда в 2000 году основал бюро с воинственным названием Samurai. За эти почти двадцать лет уроженец Токио и выпускник Университета изобразительных искусств Тама стал признанным мэтром в области брендирования и дизайна, начиная от создания логотипов, рекламы и слоганов и заканчивая интерьером. Поистине мировую славу Сато принесла разработка фирменного знака для флагмана японской моды, покорившего весь мир, — Uniqlo. В этот логотип, странный и угловатый на первый взгляд, дизайнер намеренно заложил провокационность, используя знаки катаканы как символ современной и динамичной Японии в противовес хирагане как образу Японии — мира неторопливых церемоний. Многие известные на всю страну компании доверяют ему работу над своим имиджем: среди них сеть мини-маркетов Seven-Eleven, автогигант Honda, телекоммуникационный лидер NTT Docomo.

 

В творчестве Касива Сато меня покоряет умение выходить за рамки одного направления: он виртуозно обращается как со шрифтами, знаками и символами, так и с художественными образами и пространствами. Благодаря его таланту грань между всеми этими составляющими размывается и становится неуловимой, а сам результат заставляет задуматься о рождении нового языка коммуникации, который Сато назвал «иконическим брендингом».

 

Особенно хорошо это заметно в его последних работах. Так, для оформления здания фармацевтической фирмы Takeda дизайнер стилизовал в пиктограммы восемь иероглифов, отражающих ключевые понятия жизни, на которые опирается в своей деятельности компания. Иероглифы «жизнь», «вода», «свет», «земля», «деревья», «люди», «отношения» и «будущее» трансформировались в причудливые значки, несущие в себе как прежний дух «ва» («гармония» по-японски), так и современный облик. 

 

Еще один потрясающий проект ребрендинга был осуществлен в компании Nissin, известной производством лапши быстрого приготовления. После того как над фабрикой Nissin в Кансай поработал креативный талант Сато и его команды, она превратилась в уникальный пример сочетания образцовых производственных цехов из фильмов о будущем и музея графического дизайна. 

Работы Касива Сато — доказательство того, как талант и мастерство определяют лицо брендинга будущего, опираясь на опыт традиций. 

Текст: Татьяна Наумова

 

ОПУБЛИКОВАНО В ЖУРНАЛЕ KIMONO №19, 2019