ЯПОНСКИЕ ШТУЧКИ. СИНИЙ — САМЫЙ ТЕПЛЫЙ

Синий, без преувеличения, один из самых популярных цветов в Японии. В особенности это касается темно-синего оттенка — японского индиго.

В мировой культуре есть такое понятие — «японские штучки». Оно родилось за пределами страны в эпоху Мэйдзи (вторая половина XIX века) из желания иностранцев дать определение необычным предметам быта японцев. «Японские штучки» — это, по сути, пристрастный взгляд гайдзина на японскую архитектуру, искусство и дизайн. Для каждого номера KIMONO специалист по японскому стилю Татьяна Наумова находит новые «японские штучки» и рассказывает о них.

В Японии синий — цвет истины, верности, целомудрия. Именно поэтому он стал одним из официальных цветов Олимпийских игр 2020 года, которые пройдут в Токио. К тому же у японцев это излюбленный цвет для кимоно — неудивительно, что в стране существует своя особая техника натурального окрашивания «айдзомэ», что в переводе и означает «индиго». Технология окрашивания с использованием растения «тадэ» была заимствована из Китая не позднее периода Нара (VII–VIII века нашей эры) и с тех пор настолько прижилась, что стала считаться своей, исконной. Эксперты говорят, что цветовая палитра «айдзомэ» очень богата и включает в себя не менее 48 оттенков — от нежно-голубого до почти фиолетового цвета грозовых облаков.

 

Недавно я вновь вспомнила о японском индиго: причиной стала коллекция оригинальной посуды и аксессуаров японского дизайнера Ясухидэ Ёкои под названием Moment Kumo (kumo — «облака» в переводе с японского). Такой ровный, глубокий и чистый оттенок я видела всего несколько раз в жизни, а ведь свою коллекцию вещей цвета «айдзомэ» я начала собирать еще в юности. Все началось случайно: друзья подарили мне необычное кимоно из окрашенной вручную ткани, и вскоре глубокий синий цвет из Японии основательно прописался у меня дома — но большинство изделий были из текстиля. Видеть же «айдзомэ» на высокотехнологичных блюдах и чашах мне довелось впервые. Когда я рассматриваю эти диковинные вещицы из коллекции «Облака», мне действительно приходят в голову образы проступившего из-за облаков омытого дождем лазурно-синего неба…

Оказалось, что автор коллекции — Ясухидэ Ёкои вырос — в Австралии, но потом вернулся в родную Японию. Для создания коллекции он специально отправился в мастерские района Кодзима префектуры Окаяма, чтобы постичь секреты окрашивания «айдзомэ», которые славятся искусством окрашивания. Что интересно, визитной карточкой Ясухидэ Ёкои является создание посуды на 3D-принтере, что позволяет достичь максимально отточенной формы. Идти в ногу со временем, опираясь на традиции прошлого, — как это по-японски!

Текст: Татьяна Наумова

 

ОПУБЛИКОВАНО В ЖУРНАЛЕ KIMONO №16-17, 2019