ЯПОНЦЫ НА УРАЛЕ

Вот уже в пятый раз в Екатеринбурге открылась Уральская индустриальная биеннале современного искусства. В этом году наблюдать за смотром стало еще интереснее: среди участников – сразу несколько авторов из Японии. 

Пятая биеннале проходит под девизом «Бессмертие», а главной площадкой мероприятия стало одно из действующих производств Екатеринбурга — выставка расположилась на двух этажах в корпусе оптического производства Уральского оптико-механического завода. На этот раз художники из разных стран порассуждали о жизни, о возможности появления новых моделей утопии и о будущем человека. О том, как создавалась ее работа, мы попросили рассказать Аки Сасамото.

 

Аки Сасамото:

 

Россия мне всегда была очень интересна. Я поклонница искусства русского перформанса. Например, в семидесятые была популярна московская концептуальная арт-группа «Коллективные действия», в ее составе был еще знаменитый Илья Кабаков. Я видела выставку, посвященную их деятельности, — очень здорово! А еще сейчас у меня русский бухгалтер, и мы много говорим о красной икре — у японцев и русских одинаковая любовь к этому продукту. Так что, когда мне предложили представить работы на Уральской биеннале, я с радостью согласилась, очень хотелось приехать к вам. Правда, в итоге, у меня не получилось присутствовать, но я рада, что выставляюсь там. 

 

Шаоюй Вэн, куратор 5-й Уральской индустриальной биеннале:

На двух видео Аки Сасамото, представленные на 5-й Уральской биеннале, опытное устройство для определения эластичности материалов растягивает их до предела, пока те не порвутся. Это метафора о нарастающем давлении на людей, живущих в век цифровой революции. Автора интересует вопрос: что же будет, когда человечество достигнет критической точки?

 

Мое вдохновение — повседневная жизнь. Все, что я чувствую, я исследую и перерабатываю в творчество. Например, в моей жизни был период, когда я была на пределе своих возможностей, казалось, еще чуть-чуть — и не выдержу. И я создала видеопроект, который можно увидеть на Уральской биеннале: разные материалы я проверяю на прочность, показываю, как они ведут себя при перегрузках.

Какие еще японские художники выступают на биеннале и чем интересно их творчество, нам рассказала куратор Шаоюй Вэн.

 

Всего в 5-й биеннале участвуют работы четырех японских художников: Юко Мори, Аки Сасамото, Лиэко Сига и Симабуку. 

 

Творчество Симабуку всегда несет в себе какую-то иронию; например, на выставке мы видим его работу о современных технологиях: в ней мобильный телефон стал инструментом времен неолита — камнем. То, как мы соотносим себя с предметами, — его любимая тема для размышлений. 

 

А художница Юко Мори представляет хитроумную систему: подключенный к солнечной батарее сканер, а на нем — бабочка. Ее крылья трепещут, а машина сканирует ее изображение. Так автор словно говорил нам: новые технологии делают возможным своего рода воскрешение, сохранение.

 

Проект Лиэко Сига — это серия фотографий Rasen Kaigan (с яп. «Спиральное побережье»), сделанных в префектуре Мияги в 2010–2011 годах — в период ее пребывания там до и во время техногенной катастрофы. Ночные кадры освещает яркая вспышка фотоаппарата — люди и пейзаж выглядят сверхъестественно и жутко. Это ощущение усилилось после того, как снимки были напечатаны в натуральную величину. Посетители выставки проходят словно через лес образов.

Текст: Мария Галаева, Настя Сато

 

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ KIMONO №18, 2019