НОВОСТЬ: ВЫШЕЛ НОВЫЙ ВЫПУСК ЖУРНАЛА KIMONO №18, ТЕМА НОМЕРА: ИННОВАЦИИ

КАО: В НАЧАЛЕ БЫЛО МЫЛО

История косметического гиганта Kao началась с одной упаковки трех брикетиков мыла, а сегодня на него трудятся целые научные лаборатории. Итог — новые средства для умывания, шампуни и стиральные порошки, которые меняют жизнь японцев к лучшему каждый день.

Особенность японского рынка косметики — одна фирма может выпускать десятки разных брендов, так что покупатели зачастую не в курсе, что многие их любимые товары делает один и тот же автор. Вот и у корпорации Kao множество ведущих марок как на внутренний рынок, так и на экспорт: Attack, Bioré, Goldwell, Jergens, John Frieda, Kanebo, Laurier, Merries, Molton Brown… Ведь она производит все, что нужно для жизни, — от косметики до шампуней и порошков.

 

История Kao началась с лавки, которую в 1887 году открыл предприниматель Томиро Нагасэ. Среди прочего в магазине продавалось мыло. Это сейчас многие японские товары считаются лучшими в мире, в те времена японское мыло сильно уступало по качеству импортному, а импортное же было чересчур дорогим. Решив исправить ситуацию, Томиро разработал собственный мыльный рецепт. В названии нового товара, «Као-сэккэн» («као» означает «лицо», «сэккэн» — «мыло»), создатель использовал другие иероглифы для «као» — 花王, с красивым значением «король цветов», которые и стали впоследствии именем всей компании. А эмблемой выбрали полумесяц как символ красоты и чистоты. Его образ был вдохновлен импортными карандашами со звездами и полумесяцами — они продавались в лавке Томиро. Месяц остается символом компании и по сей день, хотя его вид несколько раз менялся.

Шампунь от Kao, появившийся в 1932 году, сильно облегчил уход за волосами для японок. Само иностранное слово «шампунь» — по-японски «сямпу» — стало широко употребляться благодаря этому продукту. В те времена в Японии в моде были убранные в высокую прическу длинные волосы, на них наносили масло. Голову мыли раза два в месяц, потому что это занимало очень много времени: использовалось средство, состоявшее из белой глины с добавлением мыльного порошка и карбоната натрия. Шампунь Kao, в основе которого было мыло, быстрее убирал масло и загрязнения, что позволило японкам чаще мыть волосы. А в 1970-м Kao выпустила первый в Японии шампунь от перхоти и зуда кожи головы — Merit. Сейчас в продаже его современная версия — низкокислотный Merit.

 

С 1991-го Kao первой из японских компаний начала наносить на емкости с шампунем тактильные отметки, по которым незрячие и слабовидящие люди могут на ощупь отличить шампунь от кондиционера. Kao призвала и другие предприятия делать подобные маркировки, и сегодня в Японии этот стандарт соблюдается многими производителями.

 

В 1950–70-х жизнь японцев стала удобнее: в продаже появилось множество электрических бытовых приборов. Но в начале 1950-х еще было принято стирать вручную (стиральная машина в каждом доме прописалась лишь в середине 1970-х). Стиральный порошок от Kao, появившийся в 1951 году, действовал лучше мыла, что помогло хозяйкам экономить время. А в 1987-м произошла еще одна революция стирки: порошок стал компактным. Если раньше его покупали огромными упаковками, порой больше четырех килограмм, то теперь коробочку можно было удержать одной рукой. Ферменты в составе нового порошка Attack воздействовали на загрязнения так, что хватало всего одной мерной ложечки.

Те, кто интересовались японскими секретами красоты, наверняка заметили, что японки большое внимание уделяют очищению лица и для этого в Японии есть огромное количество всевозможных средств — «сэнганрё». Многие из них выходят в консистенции пасты, которая пенится при добавлении воды. Когда в 1980 году Kao выпустила пенку для умывания Bioré, таких средств было еще немного — лицо очищали мылом. Теперь же подобные пенки самые распространенные. Под маркой Bioré выходят разные средства ухода, но продукты для очищения лица (выбор которых сейчас настолько широк, что можно найти подходящий под любой тип и для любого состояния кожи) остаются самыми популярными. Даже предпочитая для увлажнения и питания дорогостоящие кремы и лосьоны, многие японки не расстаются с демократичной по цене пенкой Bioré.

 

Однако среди новейших достижений ученых Kao есть и такие инновации, которые выходят за рамки повседневных забот. Сразу о нескольких из них компания объявила в конце прошлого года. Например, технология Fine Fiber может открыть новые возможности не только в областях ухода за кожей и макияжа. Она позволяет с помощью спрея наносить на кожу стойкую, но незаметную и неощутимую тонкую пленку из мельчайших волокон. Если вместе с Fine Fiber использовать средства ухода, пленка значительно увеличивает их эффективность — равномерно распределяет и удерживает, при этом позволяя коже дышать. Также Fine Fiber эффективно скрывает недостатки — например, шрамы или пигментные пятна.

Другая технология, RNA Monitoring, поможет сделать заботу о красоте и здоровье более персонализированной. RNA — это рибонуклеиновая кислота (РНК), содержащая важную информацию об организме. Kao разработали метод прочтения РНК по секрету сальных желез кожи, собранному на салфетку «абураторигами» (японки традиционно пользуются ими для снятия лишнего жира с лица).

 

Еще одна интересная инновация — Created Color. Она позволяет легко и безопасно менять цвет волос не окрашиванием, а регуляцией количества меланина, содержащегося в них. А совместно с другим японским лидером инноваций, компанией Fuji Film, Kao разработала «радужные» краски для волос интенсивных и глубоких цветов, которые меняются при движении и разном свете, — они уже используются в салонах Европы. Если обычные краски воздействуют на волос с помощью химической реакции, то «радужные» проникают в него. Особенность обеих инноваций — оттенок можно менять, используя лишь кондиционер.

 

В год компания тратит на научные разработки солидную сумму — 57,7 миллиарда иен — и по состоянию на декабрь 2018 года имеет 16 893 патента!

В Kao верят, что их работа по усовершенствованию товаров для повседневного использования не менее важна, чем развитие новейших технологий, ведь пенка для умывания и другие прозаические вещи нужны людям изо дня в день.

Текст: Елена Кожурина

 

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ KIMONO №18, 2019