КИРИ-Э: ВОЛШЕБСТВО НА КОНЧИКЕ ЛЕЗВИЯ

Невесомые киты и призрачные осьминоги, сказочные цветы и воздушные абстракции — древний вид искусства вырезания из бумаги «кири-э» в новых формах современных японских художников.

Вырезали ли вы в детстве снежинки или другие причудливые узоры из бумаги? Думаю, да. Но скорее всего, дальше этого не пошло, а ведь талант и практика в этом деле позволяют достигнуть впечатляющих вершин. Традиции художественного вырезания из бумаги существуют по всему миру, но только на Дальнем Востоке — в Китае, на родине бумажного производства, а затем в Японии — это занятие превратилось в отдельный и весьма уважаемый вид творчества.

 

В Японии оно называется «кири-э» (дословно «вырезанная картина»). Как и многое другое, «кири-э» было заимствовано в начале VII века из Китая, где вырезание из бумаги возникло как часть процесса создания орнаментальной вышивки. К IX веку японцы сформировали свои особенности искусства и начали использовать бумагу местного производства — «сэкисю-васи».

Отрадно, что традиции «кири-э» продолжают жить в наши дни, принимая и новые формы, такие как, например, инсталляции или бумажные скульптуры. Однажды, рассматривая витрину бутика на Гиндзе, я заметила воздушное кружево «кири-э», сопровождавшее ювелирные украшения известного бренда. Мотив голубок и сердечек, воплотившийся в изящной бумажной гирлянде, придавал ей волшебный вид. Имя автора поразившей меня красоты было Нахоко Кодзима. Японская художница родом из префектуры Хёго, ныне живущая в Лондоне, вывела искусство «кири-э» на новый уровень, начав создавать масштабные скульптуры из цельного листа бумаги. Большинство ее работ связано с темой природы. Славу Нахоко Кодзима принесли объемные фигуры животных — например, «Облачный леопард» или «Сиро» (фигура голубого кита в натуральную величину!). На их создание у художницы уходит от пяти до семи месяцев, в процессе работы она меняет лезвия каждые 3–5 минут, чтобы они оставались острыми! Результат поражает размером и филигранностью исполнения.

Большинство ее работ связано с темой природы. Славу Нахоко Кодзима принесли объемные фигуры животных — например, «Облачный леопард» или «Сиро» (фигура голубого кита в натуральную величину!). На их создание у художницы уходит от пяти до семи месяцев, в процессе работы она меняет лезвия каждые 3–5 минут, чтобы они оставались острыми! Результат поражает размером и филигранностью исполнения.

Другая яркая предстательница этого жанра, Масаё Фукуда, живущая в Японии, занимается «кири-э» свыше тридцати лет. За это время она создала свой неповторимый стиль, вырезая из бумаги форматом не более А3 различные фигуры, от портретов людей до цветов, птиц и бабочек. Фукуда — последовательница традиционного плоскостного стиля, но благодаря мельчайшей проработке деталей ее бумажные картины кажутся объемными и фактурными. Особое внимание в творчестве художницы привлекает серия, посвященная морским обитателям: медузам, моллюскам, рыбам. Одно из последних произведений под названием «Осьминог», над которым она трудилась два месяца, в инстаграме посмотрело более десяти миллионов пользователей! 

Нахоко Кодзима и Масаё Фукуда продолжают развивать традиции «кири-э», сделав его объектом внимания и интереса по всему миру и предлагая по-новому взглянуть на возможности древнего вида творчества.


  • Сайт
  • Магазин