ОТКРЫТО ГОЛОСОВАНИЕ ЗА НОМИНАНТОВ ВТОРОЙ ЕЖЕГОДНОЙ ПРЕМИИ ЖУРНАЛА KIMONO 2019

КОХЭЙ НАВА: МЫСЛЬ МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

Молодой и талантливый скульптор Кохэй Нава выставляется в знаменитой галерее Пейс, украшает пирамиду Лувра десятиметровой золотой скульптурой и сотрудничает с Comme des Garçons. KIMONO выяснил, что хочет сказать миру художник. 

Для западного человека современная японская культура — это прежде всего манга и аниме с их «кавайностью», то есть «мимишностью». Однако современные японские художники гораздо сложнее и многограннее. Один из ярчайших представителей — художник-скульптор Кохэй Нава. Поколение творцов, к которому он принадлежит, появилось после финансового кризиса в Японии 1990-х, известного также как крах экономики «мыльного пузыря». В своем творчестве они затрагивают не только личные переживания, но и насущные вопросы современности. К примеру, инсталляция Кохэй Нава «Сила» (Force) была посвящена истощению топливно-энергетических ресурсов, а в работе «Трон» (Throne) художник размышлял, что будет, если отдать управление страной искусственному интеллекту. «Роль художника, — говорит Кохэй, — заключается в том, чтобы донести чистую, свободную мысль до нынешнего и будущего поколений».

 

Также важно, что Нава, пожалуй, единственный скульптор в Японии, который так дерзко экспериментирует с материалами. К примеру, он часто работает с такими разнообразными, порой непредсказуемыми веществами и предметами, как жидкое силиконовое масло, порошок карбида кремния, сурфактант, золото, стеклянные бусины, призмы, скульптурный гипс, монтажная пена и термопластичный клей. Свой выбор Нава объясняет так: «Я с детства интересовался физикой, химией, биотехнологиями и астрономией. Сколько себя помню, я всегда задавался вопросом: каковы особенности нашей планеты? Так что я просто исследую различные материи, которые есть на Земле». Нава не стесняясь признается, что ему не всегда хватает знаний, поэтому он обращается за помощью к ученым. В творчестве он использует как новейшие технологии, так и традиционные техники и ручной труд. «Все зависит от концепции и содержания работы. Я не стремлюсь быть художником, который использует исключительно современную технику. Мне интересно совмещать цифровые и аналоговые, новые и традиционные технологии. С помощью современной техники, например 3D-моделирования, мы смогли воплотить самые смелые идеи, приблизиться к далекому и невозможному. В традиционных технологиях, таких как нанесение сусального золота, также сокрыто много интересного: вековая человеческая мудрость и опыт», — говорит Нава.

 

В работах Кохэй зритель не найдет очевидного сюжета. Его скульптуры выглядят самым причудливым образом — так, будто их создала сама природа. Например, в серии работ PixCell («Пиксели и органические ячейки»), которую часто называют визитной карточкой Нава, поверхность чучел животных и самых разнообразных предметов, начиная от детских игрушек и заканчивая фигурками Мадонны с младенцем на руках, покрыта стеклянными бусинами разного размера. Скульптуры из этой серии появились словно из другой реальности или выглядят так, будто на их образовались сверкающие капли утренней росы. Бусины прикреплены одна к другой и как множество линз создают эффект обмана зрения — пикселизации пространства. Нава говорит: «Наш мир представляет собой континуум поверхностей. Все, что окружает нас, имеет оболочку. Мы привыкли воспринимать объекты по внешнему виду, которой несет в себе информацию. Приняв другую форму, объекты больше не воспринимаются нами как прежде. В серии PixCell я хотел бросить вызов воображению зрителя и размыть границы между реальным и виртуальным».

Текст: Ирина Моисеева

 

ОПУБЛИКОВАНО В KIMONO №18, 2019