КОШКИ-МЫШКИ ХУДОЖНИКА ЁСИЯСУ ТАМУРА

Художник Ёсиясу Тамура, давно не живет в Японии. Однако он — идеальный проводник в мир современного японского искусства, где магия, традиция и повседневность слились в уникальный коктейль.

Героини японца Ёсиясу — идеальные сущности. На первый взгляд, они прекрасны той утонченной японской красотой, которую мы знаем по старинным гравюрам. Вот образ лисы-искусительницы — «кицунэ», вот лики буддийских и индуистских святых, а здесь угадываются черты исторических персонажей, например знаменитой танцовщицы при императорском дворе Сидзука Годзэн. Но если приглядеться, понимаешь: во всех них есть что-то, что напоминает красавиц с итальянских полотен XIII–XIV веков.

 

Рисовать Ёсиясу Томура научился сам, без учителей и художественных курсов. И хот сначала он пошел по стопам родителей — на педагогра, свое призвание не бросил и вскоре опубликовал первые комиксы в издательстве Shueisha. Параллельно с учебой и «манга» Ёсиясу писал картины в западном стиле — в 2002 году в галерее Ginza Gallery Forest состоялась его персональная выставка Genesis. Пожалуй, только пытливый взгляд мог определить, что представленные там прозападные картины и комиксы рисовал один и тот же человек. 

Вскоре оба эти направления слились воедино — художник стал использовать в работе одновременно приемы из «манга» и японской гравюры «укиё-э» и техники западных мастеров. Свои рисунки он пишет акриловыми красками, а фон декорирует сусальным золотом — драгоценный метал Тамура накладывает с помощью клея из кожи кролика,которым пользовались еще в эпоху Возрождения.

 

В 2011 году жизнь Тамура кардинально изменило знакомство с мегазвездой японского искусства Такаси Мураками. Гуру помог молодому автору выставить работы за границей — в США, Швейцарии, на Тайване. После успешного турне Тамура принял неожиданное решение— покинуть родную Японию, чтобы лучше изучить западную культуру и популязировать дух «манга». С тех пор художник трудится с японским усердием: участвует на выставках, создает картины в режиме реального времени на перфомансах, проводит мастер-классы. В его копилке также сотрудничество с модным брендом Alexander McQueen — для осенне-зимней коллекции 2014 японец создал принты с зайцем-самураем, который сражается с монстрами в Токио. Гиперболизированно большие уши призваны показать наличие у персонажа слабостей. Именно это, по мнению Томура, характеризует японские комиксы и культуру в целом: все мы уязвимы, на нужно опираться на помощь друзей и за счет этого расти как личности.

Размышления о человеческом духе занимают важное место в творчестве художника. В 2016-м, в пятую годовщину трагедии на «Фукусиме» и тридцатилетие аварии на Чернобыльской АЭС, Тамура совместно с украинским фотографом Марфой Васильевой запустил проект «Такамагахара», названный в честь небесного мира японских богов синто. В ходе проекта художник наносил на тело модели рисунки в стиле японских комиксов, а фотограф фиксировал результат. В итоге зритель как бы видит глубинные эмоции человека, обычно скрытые за повседневной маской. Так дуэт пытается найти ответ на вопрос: где искать опору перед лицом ужасных трагедий, которыми наполнен мир? Ответ Тамура прост: рай рождается из наших надежд, в каждом человеке обитает божество, которое стремится к гармонии. И именно это он и рисует. 

Текст: Елизавета Казымишина

ОПУБЛИКОВАНО В ЖУРНАЛЕ KIMONO №12, 2018.