КОСМЕТИКА YOJIYA: КРАСКИ ДЛЯ ГЕЙШИ

Хотите привезти японский сувенир, который не будет валяться дома без дела? Изучите историю и ассортимент косметики Yojiya!

Сложно поверить, но поначалу основателю Yojiya Сигэо Куниэда приходилось самому обходить покупателей, волоча за собой огромную повозку, груженную средствами для сценического грима. Вряд ли тогда он мог себе представить, что стоит у истоков одного из самых узнаваемых в Японии брендов. В 1904 году Куниэда наконец удалось накопить капитал для открытия собственного магазина. На первых порах ассортимент состоял из  «осирои» — белой пудры на восковой основе, «бэни» — красной помады из дикого шафрана, красителя «охагуро» для чернения зубов (этот обычай еще сохранялся в артистической среде) и других средств для традиционного японского макияжа. Для Киото — центра культуры гейш и родины театра Кабуки — такие товары были как нельзя актуальны. 

 

Название бренда Yojiya (читается как «ёдзия») буквально означает «магазин зубочисток». И у этого есть логичное объяснение! Во второй половине XIX века, после долгого периода самоизоляции, Япония наконец «открылась» миру — тогда из-за границы буквально хлынул поток импортных товаров. В их числе были и зубные щетки. Первое время для них не могли придумать специального слова, а потому называли просто зубочистками, так как ранее именно это приспособление использовалось для ухода за полотью рта. На волне моды Лавка Куниэда (так компания называлась сначала) тоже начала продажу зубных щеток — с ворсинками из шерсти енота, обезьяны и других животных — всего более 50 видов. В итоге у жителей Киото марка стала ассоциироваться именно с «зубочистками», прозвище постепенно прижилось — и в 1915 году компания стала называться Yojiya.

А начале 1920-х годов за Киото закрепился статус столицы японского кинематографа. Местным актрисам приходилось часами носить многослойный макияж под светом прожекторов — естественно от этого портилась кожа, появлялся жирный блеск. Тогда-то и возник бестселлер Yojiya — салфетки для снятия жирного блеска из традиционной японской бумаги («васи»). Идею подсмотрели у японских аристократок, которые использовали для этих целей побочный продукт производства сусального золота — тончайшие листы бумаги, помещаемые между пластинами драгоценного металла при его отбивке прессом. Под давлением волокна бумаги меняли свою структуру — и в итоге могли убирать жирный блеск, не повреждая макияж. Даже нынешний логотип компании — лицо модницы из Киото, отраженное в зеркальце, — изначально можно было увидеть только на знаменитых салфетках. 

 

Среди товаров Yojiya отдельного внимания заслуживает палитра для макияжа. Каждый из оттенков имеет свое неповторимое название: цвет вяжущего сока хурмы, молодого бамбука и тому подобное. А уж по палитре помад можно выучить названия всех растений Страны восходящего солнца! Дело в том, что, по одной из версий, японцы различают больше цветов, чем европейцы, — и всем им они дают свои названия. Упаковка также очень аутентичная — напоминает лакированные коробочки «сикки», знаменитые своим мягким блеском и лаконичным дизайном. 

Сегодня Yojiya — это не только косметика, популярная среди знаменитостей, но и огромное множество других товаров и услуг, начиная с косметологических кабинетов и заканчивая тематическими кафе в традиционном японском стиле. Самое атмосферное из них расположено в окрестностях буддийского храма Гинкакудзи в Киото. Здесь посетители могут отдохнуть в тишине японского сада камней, потягивая маття-капучино со знаменитым логотипом Yojiya, попробовать традиционные японские десерты с бобовым джемом и зеленым чаем. С марта 2019 года в кафе началась большая реконструкция, ведь заведение расположено в историческом особняке первой трети ХХ века.

 

Как и любая фирма с долгой историей, Yojiya переживала свои взлеты и падения. Особенно тяжелым был период после второй мировой войны, когда пришлось включить ассортимент товары других компаний. Нынешнему директору Ясухиро Куниэда удалось возродить бренд, а сейчас в магазинах Yojiya продаются только оригинальные товары из натуральных компонентов. Если вы хотите узнать о марке побольше, загляните в магазин Okura в Киото. Осенью 2018 в связи обновления магазина здесь появилось еще и открытое выставочное пространство,посвященное истории японской косметики, где можно увидеть ценные фотографии, первые товары бренда, а также познакомиться с особенностями традиционного японского макияжа. Это определенно одна из лучших экскурсий поездки!

Текст: Елизавета Казымишина

ОПУБЛИКОВАНО В ЖУРНАЛЕ KIMONO №12, 2018.