ПУТЬ К СЕБЕ. МЕДИТАЦИЯ НА НАОСИМА

Если спросить японца, где смотреть современное искусство, он скажет: конечно, на острове Наосима! Я поехала туда, чтобы увидеть знаменитые тыквы и другие арт-объекты, а нашла… нечто большее.

Несколько лет назад мы с группой журналистов при содействии Японской национальной туристической ассоциации отправились в префектуру Кагава на остров Наосима открывать новое направление для русских туристов. Среди участников были как представители арт-изданий, которые с волнением готовились к поездке, так и те, кто искусством не интересовался и считал, что обычному туристу тут делать нечего. И тех, и других ждал сюрприз!

 

Первое, что мы увидели, — это была удивительная природа Внутреннего Японского моря и тихие улочки словно из глубины веков. Меценат Соитиро Фукутакэ, которому принадлежала идея создания острова-музея, был убежден, что человек не может существовать без природы и истории. «Искусство не должно кричать о себе, оно призвано раскрывать красоту природы и глубину истории», — говорил он. В этих словах выражена суть проекта арт-острова, и именно это делает его близким и понятным каждому, а не только тем, кто любит искусство.

Все началось с создания в 1992 году отеля-музея Benesse House, архитектором которого стал легендарный Тадао Андо. А еще через шесть лет стартовал проект Art House, благодаря которому старые опустевшие дома района Мотомура были превращены в произведения искусства. Именно с этого места с многовековой историей и началось наше знакомство с Наосима. Мы побывали в двухсотлетнем доме «Кадоя» («угловой дом), первом объекте арт-проекта, и то, что увидели внутри, стало неожиданностью: в бассейне под водой мерцало множество счетчиков, которые с разной скоростью отсчитывали числа, символизируя время (отсюда название проекта «Море времени, 98»). Нам рассказали, что скорость этих счетчиков устанавливали жители острова, тем самым став участниками проекта.

Больше всего мне запомнилась фантазия на тему древних курганов и синтоистского храма, ставшая попыткой переосмысления истории и религии через современное искусство. Автора проекта Хироси Сугимото вдохновила древнейшая архитектурная форма Японии, которую мы видим в храме Исэ-дзингу, посвященном богине солнца Аматэрасу. Он предположил, что в конце периода захоронений-курганов, Кофун (250–538 годы), должен был существовать некий тип постройки, который сочетал бы в себе погребальный курган и синтоистский храм. Поэтому автор создал курганно-храмовый комплекс, его наземная и подземная части соединены стеклянной лестницей, символизирующей переход между жизнью и смертью. Конечно, это достаточно вольная интерпретация истории, но, как бы там ни было, место не может не завораживать.

Насладившись атмосферой улочек, мы отправились в Подземный музей. В 1999 году Соитиро Фукутакэ на выставке в Бостоне был поражен полотном Клода Моне «Пруд с водяными лилиями», оно словно звало его: «Купи меня!» Вскоре картина, которая имела для Соитиро сакральный смысл, действительно оказалась в его руках — так родилась идея создания музея специально для нее. Это была попытка сделать некую модель Вселенной, мандалу, в центре которой оказался бы «Пруд с водяными лилиями» (сейчас здесь выставлены и другие полотна Моне), а вокруг него — работы таких мастеров современного искусства, как гуру световых инсталляций Джеймса Таррелла и скульптора Уолтера Де Марии. Архитектором музея стал все тот же Тадао Андо — он создал абстрактное пространство из бетона, которое идеально воплотило идею Соитиро. Большая часть строения погружена под землю (отсюда и название): это сделано для того, чтобы архитектура здания не нарушала гармонию пейзажа. Внутри не используется электрическое освещение — лучи солнца проникают через окна в потолке, заставляя каждый раз по-новому видеть и ощущать пространство и сами работы и поддерживая чувство единения с окружающим миром, природой. После экспозиции зайдите в музейное кафе, где вам вновь откроется восхитительный вид на безмятежное море.

Во время работы над проектом Naoshima его вдохновитель Соитиро Фукутакэ приглашал на остров скульпторов и художников, чтобы они творили специально для этого места (проект Site Specific Work). Из многочисленных скульптур и инсталляций, украшающих остров, помимо знаменитых тыкв Яёи Кусама, мое внимание привлекла работа Кадзуо Катасэ «Выпей-ка чаю», встретившая нас на причале. Название ее отсылает к словам одного дзенского монаха, который, нарисовав круг ー символ просветления в дзене, ー сделал подпись: «Съешь-ка это и выпей чаю». Казалось бы, всего лишь чашка чаю, но у людей, знакомых с дзен-буддизмом, она вызывает целый пласт ассоциаций, приглашая к диалогу о вечном. Не случайно говорят, что чай и дзен одинаковы на вкус. Поражает и то, что каждая из работ идеально вписана в окружающий ландшафт и словно живет с островом одной жизнью. 

 

Наосима очаровала всех, ведь искусство здесь настолько гармонично сочетается с волшебной природой и историей этих мест, что каждый непременно найдет что-то близкое для себя.

Текст: Елена Белякова

 

ОПУБЛИКОВАНО В ЖУРНАЛЕ KIMONO №20, 2020