МОЙ ЛАСКОВЫЙ И НЕЖНЫЙ КИБОРГ

Как создавать ультрасовременные проекты на стыке технологий и арта и при этом еще неплохо зарабатывать? Ответ — история студии Rhizomatiks.

Роботами в Японии сегодня никого не удивишь: одни помогают на стройке или пылесосят квартиры, другие виляют хвостом и дают лапу. Другое дело киборги! Концепция человека-машины присутствовала в мифологии и творчестве во все времена (ярчайший пример — популярная японская манга «Призрак в доспехах»), и вот начала воплощаться в реальности. 

 

С недавних пор Минздрав Японии включает киборг-костюмы, которые помогают двигаться пациентам с ограниченными возможностями, в систему обязательного страхования. А исследователи из дизайн-студии Rhizomatiks идут еще дальше, точнее — глубже. В своих арт-проектах они соединяют человека и машину с единственной целью — подготовить человечество к появлению гибрида человека и машины.

Студия была основана в 2006 году японским уникумом Дайто Манабэ. Специалист в области искусства и программирования, он работал дизайнером и диджеем, прошел курс по динамическому сенсорному программированию в Международной академии цифровых искусств и технологий в Нью-Йорке и окончил отделение математики в Токийском университете естественных наук. Именно симбиоз науки и цифровых искусств лег в основу философии созданной им Rhizomatiks. 

 

Известность студия получила после выхода в 2008 году на YouTube видео Electric Stimulus to Face («Электрическое стимулирование лица»). Как и многие работы Манабэ, этот проект — попытка соединить человека и машину: он прикреплял к лицу участников проекта микродатчики, которые заставляли мышцы сокращаться в определенном ритме, создавая на лице улыбку. Проект должен был опровергнуть слова видного художника Масаки Тэруока, работающего на стыке арта и высоких технологий, о том, что «машина может имитировать улыбку, но она не будет выглядеть как улыбка, пока в ней не будет эмоций». Эксперимент провалился: улыбка выглядела натужной, но от видео все равно невозможно было оторваться, и Манабэ подошел к провалу философски. Он сказал: «Из научной фантастики мы знаем, что когда-нибудь люди и технологии соединятся в образе киборга. Чтобы приблизить это время, надо экспериментировать с различными идеями». За первый месяц сюрреалистичное видео посмотрели больше миллиона человек, и Дайто Манабэ, как говорится, проснулся знаменитым.

Интересно, что Манабэ проводил и эксперименты наоборот. Например, в видео Myoelectric Sensor («Миоэлектрический датчик») он прикрепил датчики к пальцам на руках, и слабые электрические токи, проходящие через мышцы во время движения пальцев (постукивания или перебора), система преобразовывала в звуки. Манабэ хотел показать, что танец — это не обязательно движения всего тела, сокращения мышц тоже можно рассматривать как «танец».

 

Еще один проект студии, 24 Drone Flight, тоже рассказывает о связи человека с технологиями, но в другом ключе. В этом хореографическом спектакле, который Манабэ поставил с коллегами из Rhizomatiks, 24 дрона парят вокруг управляющего ими «дирижера», не касаясь его. Смысл действа — показать людям, как можно сосуществовать рядом с технологиями (особенно дронами), спокойно принимая их, ведь недалек тот день, когда дроны будут доставлять газеты и пиццу.

 

Часть проектов студия делает совместно с крупными брендами, например Lexus, Nike, Honda, — для них это шанс привлечь внимание потенциальных клиентов, а для студии — воплощать масштабные задумки, которые из-за космической стоимости она не могла бы реализовать самостоятельно.

Благодаря технической сложности задач в Rhizomatiks работают специалисты самых разных областей. Все члены команды — не просто художники, а японские мастера, которые фокусируются на деталях — в том числе невидимых глазу. Во время работы над проектами с использованием захвата и отслеживания движений Rhizomatiks собирают огромные объемы данных, а затем воссоздают эти движения в виде трехмерных проекций в реальном времени с помощью таких технологий, как проекционное картирование, лазеры или те же самые дроны. И все ради того, чтобы приблизить будущее — сделать технологии частью нашей жизни и тела.

Текст: Ирина Костарева

 

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ KIMONO №16-17, 2019