ОТКРЫТО ГОЛОСОВАНИЕ ЗА НОМИНАНТОВ ВТОРОЙ ЕЖЕГОДНОЙ ПРЕМИИ ЖУРНАЛА KIMONO 2019

ОТКУДА ПРИШЛА БОЛЬШАЯ ВОЛНА

Инновации в Японии можно встретить там, где их совсем не ждешь. Например, в «Большой волне» известного художника Хокусай.

Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагава. Из серии «Тридцать шесть видов Фудзи». 1831 

© MFA Boston

Кацусика Хокусай создал знаменитую гравюру «Большая волна в Канагава» в 1831 году. Ее образ настолько растиражирован, что встречается повсюду: от футболок до эмодзи 🌊 в смартфонах. Не будет преувеличением сказать, что «Большая волна» стала символом традиционного искусства Японии. Но на самом деле в «Волне» гораздо больше западного, чем мы привыкли считать.

 

Перед вами две гравюры, созданные автором с разницей больше чем в 20 лет. Серия, в которой появилась первая гравюра, известна как «Пейзажи в европейском стиле». В ней Хокусай экспериментирует с западными приемами: он не только использует западную перспективу, но и пытается передать объем с помощью светотени, чего японские художники не делали. Само изображение Хокусай помещает в «европейскую» раму и даже подпись стилизует под европейский почерк. В две горизонтальные строчки написан текст: おしおくりはとうつうせんのず — «Изображение скоростных лодок («осиокури») в высоких волнах».

Кацусика Хокусай. Изображение скоростных лодок («осиокури») в высоких волнах. Из неозаглавленной серии, известной сегодня под названием «Пейзажи в европейском стиле». 1804–1807 

© MFA Boston

Точно такие же лодки изображены и в знаменитой «Большой волне». За исключением того, что в раннем примере отсутствует гора Фудзи, у этих гравюр почти идентичная композиция. А это значит, что во время творческих поисков Хокусай обращался не только к японскому, но и к западному искусству — и в итоге создал волну, прославившую его имя на весь мир. И теперь благодаря таланту Кацусика Хокусай, который умело совмещал новшества с традициями, мы воспринимаем «Большую волну» как исконно японский образ, отражающий многовековые традиции этой страны.

Текст: Анна Пушакова

— востоковед, автор книг по искусству Японии anna_jp_art

 

ОПУБЛИКОВАНО В KIMONO №18, 2019