ПОКОЛЕНИЕ САТОРИ: ПОРТРЕТ ЯПОНСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Сатори — это японские миллениалы. В чем же их отличие от западных сверстников? Лиза Кизымишина по просьбе KIMONO написала портрет японцев, относящих себя к сатори.

Бывший журналист газеты Nikkei Таку Ямаока в своей книге «Молодежь, которая ничего не хочет» (2009) описывает это поколение так: «Они не водят машины, не носят брендовую одежду, не занимаются спортом, не заботятся о карьерном росте, не хотят зарабатывать больше, чем достаточно для удовлетворения основных потребностей, не путешествуют, не влюбляются, не мечтают о лучшей жизни и не строят планы на будущее». Давайте разберемся, так ли это.

В Японии годы рождения и характеристики поколений соотносятся с приливами и отливами экономики. За свободной и раскованной «новой породой» рожденных с 1950 по 1964 год появились яппи — поколение потребителей в период расцвета японской экономики (1965–1969). Затем настали времена застоя, и следующее поколение назвали «потерянным» (1970–1982), за ним в период коллапса японского финансового пузыря ненадолго появилось «поколение прессинга» (1982–1987). Рожденных же с 1987 по 2004 год обобщенно стали называть «просветленными», или сатори.

В период взросления «просветленного» поколения японская экономика развивалась очень вяло. Практически двадцать лет Япония находилась в некотором оцепенении. Это не могло не повлиять на будущее молодого общества. С тревожностью, вызванной экономической нестабильностью, сатори справились в лучших традициях буддизма: отказались от материальных страстей и окунулись в познание себя. Отсюда возникло название поколения, ведь само слово «сатори» пришло из практик дзен-буддизма. Оно означает «духовное просветление», состояние чистого сознания, внезапного озарения, инстинктивного проникновения в суть вещей.

Карьера и деньги

 

Современные двадцатилетние имеют меньше гарантий постоянной занятости, чем их родители. Может быть, поэтому их не сильно прельщает продвижение по карьерной лестнице. Ограничения японской корпоративной культуры, принудительные походы в бары с коллегами, переработки и та слепая преданность компании, которой обладали их отцы и деды, — все это вызывает открытый протест у нового поколения.

 

Под влиянием сатори японская система пожизненного найма трещит по швам: согласно отчету Министерства здравоохранения, труда и благосостояния, около трети выпускников оставляют свое место работы уже за первые три года. Это катастрофа для всей японской системы, где еще несколько лет назад было принято выбирать одну профессию на всю жизнь.

"Оформление документов доставляет слишком много проблем, — объясняет свое нежелание путешествовать 20-летняя студентка из Тиба в интервью для The Japan Times. — После окончания универа я надеюсь работать в косметической компании, и меня не волнует зарплата. Я просто хочу прожить безмятежную жизнь».

Современная японская молодежь менее амбициозна, чем их родители, не готова брать на себя обязательства и риски. Они чаще предпочитают подработку и временный контракт, что лишает их льгот постоянной занятости. Отсюда идет и нежелание иметь детей — столько расходов на воспитание!

Свобода

 

Сатори отрицают привычные гендерные роли в японской семье. Молодые девушки ценят свою материальную независимость, хотят уважительных отношений, все чаще выбирают партнеров, с которыми комфортно вести совместный быт и разделять обязанности. Среди мужчин стало популярным активное отцовство: многие не хотят стать отрешенными от семьи трудоголиками, которые видят детей только по большим праздникам. Если подходящего партнера найти не удается, японцы предпочитают оставаться одни. Средний возраст вступления в брак сдвинулся ближе к тридцати, и это не предел.

Хиро, 20-летний менеджер из Иокогама, говорит, что у него нет девушки, только женщины-друзья. «Меня все устраивает, но мой дядя часто удивленно восклицает, что в его время это было немыслимо».

Хотя до гендерного равенства на рабочем месте японцам еще далеко, теперь японские девушки открыто выступают за свои права: в 2019 году на волне западного движения против харассмента на рабочем месте #MeToo по Японии прошло движение #KuToo (аллюзия на японские слова «обувь» и «страдание») против обязательного ношения туфель на высоком каблуке. Активистки привлекли внимание к проблеме, и некоторые компании — например, банк Sumitomo Mitsui — уже вычеркнули неудобную обувь из своего дресс-кода.

Мода и развлечения

 

Зато в японской моде все наоборот. В ней активно стираются границы между полами, привычным становится гендерно-нейтральный образ. На подиуме его транслируют авангардные дизайнеры, такие как Рэй Кавакубо из Comme des Garçons. Идея одежды свободного кроя и без гендерной привязки симпатична молодежным японским маркам: Beams, Neighborhood, Evisu — всех и не перечесть. В целом на улицах Токио больше свободы: парни активно используют макияж в повседневной жизни, девушек все чаще можно увидеть в спортивной одежде.

 

Вообще, сатори не стремятся носить люксовые бренды — гораздо интереснее составить образ из недорогих марок или винтажных вещей. Ориентиром при покупке служит идеальное соотношение цены и качества — наверное, именно поэтому в Японии так популярен бренд Uniqlo.

Один из респондентов в свои 26 лет никогда не бывал дальше родного Токио. «Какой смысл путешествовать? — спрашивает он. — Можно попробовать любое блюдо мира в большинстве токийских ресторанов и посмотреть другие страны и города в Сети, не выходя из дома. Я хочу жить по средствам и не вижу в этом ничего особенного».

Японцы много времени проводят в социальных сетях, среди японской молодежи особенно популярен TikTok. Они активно делятся смешными видео и устраивают танцевальные конкурсы. Например, один из таких конкурсов недавно проводила телевизионная компания J:COM — ролики победителей транслировали на огромном экране над перекрестком Сибуя. Всего в акции участвовало более двенадцати миллионов пользователей — многие захотели получить свою минуту славы.


«Жизнь слишком коротка!» — говорили раньше. Теперь жизнь стала слишком длинной: можно прекрасно выглядеть, воспитывать детей и работать в любом возрасте. Японская молодежь не требует пересмотра традиционных ценностей японского общества. Она строит свое будущее, чтобы наслаждаться каждым моментом жизни.

 

ТЕКСТ:

ПО ТЕМЕ:


  • Сайт
  • Магазин