ОТКРЫТО ГОЛОСОВАНИЕ ЗА НОМИНАНТОВ ВТОРОЙ ЕЖЕГОДНОЙ ПРЕМИИ ЖУРНАЛА KIMONO 2019

В КИНО НЕВОЗМОЖНО ДОСТИЧЬ СОВЕРШЕНСТВА

О чем мечтают современные японские режиссеры и какое кино они снимают? Об этом журналу KIMONO рассказал режиссер Киёси Куросава. 

С октября по декабрь прошлого года сразу в шести городах России — Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Омске и Хабаровске — прошел фестиваль японского кино, организованный при поддержке Посольства Японии, Японского фонда и культурного центра «Сибирь-Хоккайдо». Всего россияне увидели девятнадцать картин в самых разных жанрах, от исторических мелодрам до хорроров и фантастики. Некоторые из них зрителям представили их авторы. К примеру, режиссер Киёси Куросава, профессор Токийского университета искусств, обладатель трех призов Каннского международного фестиваля, привез фильмы «Предчувствие» (2017) — о вторжении инопланетян — и «Седьмой код» (2013) — это детектив о девушке, последовавшей за малознакомым молодым человеком в другую страну; его снимали, кстати, во Владивостоке.

 

Киёси Куросава 

 

О фильмах «Предчувствие» и «Седьмой код» 

 

Мой фильм «Предчувствие» — об инопланетянах — довольно редкая тема в японском кино. Я хотел снять не голливудский блокбастер со спецэффектами, а передать саспенс — что в размеренную жизнь обычных людей в Токио может проникнуть что-то нереальное. Я хотел создать ощущение, что наша спокойная жизнь может разрушиться в одно мгновение… Второй фильм, который я представил на фестивале, — «Седьмой код», в главной роли звезда Ацуко Маэда, съемки проходили во Владивостоке примерно пять лет назад. На показах в России я переживал, как зрители воспримут русскую речь в кадре: думаю, им было смешно слышать иностранный акцент. 

 

Сюжет фильма был вдохновлен историей о том, как более ста лет назад японская поэтесса Ёсано Акико села во Владивостоке в поезд и по Транссибирской магистрали отправилась одна в Париж к мужу — в те времена это был почти подвиг! 

 

На съемках во Владивостоке мы работали с утра и до позднего вечера, всем было сложно. Меня поразила ответственность русских — они, как и японцы, не опаздывали. 

 

Еще что меня удивило: несмотря на то, что Владивосток территориально рядом с Токио, да и разница с ним всего в час, солнце садилось гораздо позже. Мы обычно снимаем, пока не стемнеет, так же работали и во Владивостоке… естественно, мы думали, что должно быть часов около шести вечера, а смотришь на часы — и уже десять!

 

О российском кино

 

Про российское кино в Японии известно мало — только лишь те фильмы, что нашли отклик в Европе и за границей. Мне нравятся фильмы Алексея Германа, Никиты Михалкова, Александра Сокурова, а если еще о более ранних авторах говорить, то Виталий Каневский и, конечно же, Андрей Тарковский. 

 

Кстати, в России мне не раз говорили, что мое творчество напоминает Тарковского. Конечно, я знаю его фильмы, и мне очень приятно сравнение с этой великой личностью. Но все-таки наибольшее влияние на меня оказали американские фильмы 1970-х годов — я тогда учился в старшей школе и много их просмотрел. 

 

Еще я обратил внимание, что русские хорошо разбираются в кино: после просмотра фильма мне задавали очень умные вопросы, а один молодой человек спросил о моем старом-старом фильме, его и в Японии никто почти и не видел! 

 

О планах

 

В ближайшее время я занят фильмом, который мы снимали в Узбекистане (в нем также играет Ацуко Маэда), — сейчас лента еще на стадии постпродакшена. Сюжет, конечно, другой, но общая нить примерно такая же: главная героиня снова отправляется в совершенно неизвестную страну, где попадает в переделки. Моя мечта? Создать когда-нибудь фильм, которым я буду доволен на сто процентов. Сколько я уже ни снял — никак не могу достигнуть этого ощущения. 

 

Текст: Настя Сато, Мария Яшкина

Фото: Юля Шушарина

ОПУБЛИКОВАНО В ЖУРНАЛЕ KIMONO №14 ФЕВРАЛЬ-МАРТ 2019