НОВОСТЬ: ВЫШЕЛ НОВЫЙ ВЫПУСК ЖУРНАЛА KIMONO №18, ТЕМА НОМЕРА: ИННОВАЦИИ

#FASHION

РЭЙ КАВАКУБО: ПОЛВЕКА В АВАНГАРДЕ МОДЫ

Рэй Кавакубо по праву носит звание Королевы авангарда. По влиянию, оказанному на современную моду, эксперты сравнивают её с Коко Шанель, отмечая при этом, что они — абсолютные противоположности. Японка Рэй вот уже почти 50 лет следует правилу создавать только то, чего не было раньше, не повторяя никого, включая себя

ИЮНЬ 2017

Портрет Рэй Кавакубо, сделанный Ирвингом Пенном в 1993 году

Art of the In-between, или «Искусство между», — так называется масштабная персональная выставка Рэй Кавакубо, которая открылась в нью-йоркском Метрополитен-музее 4 мая этого года. Основательница бренда Comme des Garçons стала вторым после Ива Сен-Лорана дизайнером, чью прижизненную ретроспективу творчества проводит этот музей. «Она — революционер и экспериментатор: разрушает стены между дуальностями мода/антимода, тогда/сейчас, одежда/не-одежда, обнаруживая их искусственность и условность. Рэй Кавакубо изменила мир моды, предложив новый взгляд на красоту и тело», — так объясняют организаторы название выставки.

 

Это наше кружево», — заявила японка, а шокированная публика признала: «Это месть Хиросимы!»

Когда Рэй Кавакубо впервые представила свои работы в Париже, ей было почти сорок лет, а её бренду Comme des Garçons — почти десять. Она уже была известна на родине, и её многочисленную армию поклонников, за черный цвет, в Японии называли «стаей ворон». Но на Западе блистали звезды Тьери Мюглера и Джанни Версаче — вестников образа независимой современной женщины в рабочем костюме с широкими накладными плечами. Кавакубо же появилась с коллекцией «Уничтожь» (Destroy, 1981). Под бой барабанов по парижскому подиуму промаршировали модели в мешковатой выцветшей одежде чёрных оттенков с большими дырами. «Это наше кружево», — заявила японка, а шокированная публика признала: «Это месть Хиросимы!»

Анонс выставки "Искусство между" в музее Metropolitan в Нью-Йорке, 2017

 

Самодостаточный и в то же время загадочный стиль Comme des Garçons моментально стал популярным у парижанок

В силуэтах моделей Кавакубо не было даже намёка на сексуальность, и модные критики из старой гвардии разнесли Comme des Garçons в пух и прах. Однако бренд, предложивший самодостаточный и в то же время загадочный стиль, моментально стал популярным у парижанок. «Я черпаю энергию из своей свободы», — говорила тогда дизайнер.

 

Она освободила от условностей не только женщин, но и материалы, из которых шила одежду. Безжалостно мяла и оставляла выгорать на солнце шелка, а тончайшую шерсть уваривала до состояния войлока. Она бросила  вызов и своим радикальным кроем. То, что у тела лишь две руки, не было для неё достаточным основанием не пришить третий рукав, а к юбке — ещё одну юбку.

 

Знаменитая «горбатая» коллекция с оригинальным названием «Платье встречает тело, тело встречает платье» (Dress Meets Body, Body Meets Dress, 1997) с деформированными вспухшими плечами и асимметричными бёдрами вдохновила знаменитого американского танцовщика и хореографа Мерса Каннингема на создание постановки Scenario.

 

Однако Рэй Кавакубо — это не только брутальность и деконструкция. Коллекция весна-лето 2005 года «Поломанная невеста» (The Broken Bride) удивила поклонников дизайнера старинными кружевами, вуалями и венками из цветов. Не менее драматический эффект у публики вызвала «плоская» коллекция «Два измерения» (Two dimensions, 2012). Модели напоминали кукол, наряды которых вырезаны из яркой цветной бумаги. «Невидимая одежда» (Invisible clothes, 2017) — тема коллекции Comme des Garçons, созданной при помощи 3D-печати.

 

Comme des Garçons часто участвует в коллаборациях с разными брендами. Среди них Levi's, Converse All Star, Nike, Moncler, Lacoste. Небывалый успех в 2008 году принесла коллаборация с H&M — всё смели с полок за считанные часы. Не остался в стороне и Louis Vuitton —  в 2008 году в Токио в течение трёх месяцев продавалась коллекция сумок, созданная Рэй Кавакубо, одна из которых — с шестью ручками — стала настоящим хитом.

 

Торговый центр Dover Street Market в Токио, Гиндза

 

Сегодня в коллекциях каждого второго дизайнера можно найти маленький намёк на Рэй», — Джоан Берстайн, основательница лондонского бутика Browns

Наиболее яркие последователи «хиросимского шика» в Европе — Мартин Марджела, Анн Демельмейстер и Хельмут Ланг. В Японии Кавакубо взрастила таких дизайнеров как Дзюнъя Ватанабэ, Кэй Ниномия и Титосэ Абэ, чей бренд Sacai уже обрёл популярность во всем мире. «Сегодня в коллекциях каждого второго дизайнера можно найти маленький намёк на Рэй», — говорит Джоан Берстайн, основательница лондонского бутика Browns, которая открыла миру имена Джона Гальяно и Александра Маккуина.

 

Часто бутики Comme des Garçons появляются внезапно на окраинах разных городов мира в пустующих или идущих под снос зданиях. Благодаря Кавакубо это ноу-хау стали называть «партизанские бутики», так как через год магазины исчезают. «На их оформление тратится меньше, чем стоит сумочка от Gucci или Prada, а оригинальный «дизайн» из обшарпанных обоев или отваливающейся штукатурки подходит нам идеально!» — говорит Эдриан Йоффе, супруг Рэй Кавакубо и исполнительный директор Comme des Garçons.

 

 

Рэй Кавакубо и Эдриан Йоффе в Нью-Йорке

 

Во владении Кавакубо и Йоффе уже было множество бутиков по всему миру, когда в 2004 году они открыли Dover Street Market в Лондоне. За ним последовали флагманы в Токио, Пекине и Нью-Йорке. Дизайнер сама отбирает марки для Dover Street Market. На нескольких этажах магазинов одежда Comme des Garçons соседствует как с большими именами, например, Gucci и Balenciaga, так и с моделями множества небольших брендов. «Я хотела создать своего рода рынок, на котором разные творческие люди объединились и столкнулись бы в атмосфере открытий в непрерывном хаосе красоты», — говорит основательница бренда. 

 

Одним из таких открытий стал российский дизайнер Гоша Рубчинский, с которым Comme des Garçons сотрудничает с 2012 года, помогая с производством и продвижением полюбившегося многим стиля пост-советской уличной молодежи 90-х. «В Гоше нас потрясла его искренность и подлинность всего, что он выражает в своих работах. Не только в одежде, но и в фотографиях, которые он делает. Эта цельность видения и отличает больших художников», — говорит Йоффе.

 

В этом году Рэй Кавакубо исполнится 75 лет. Живет она в Токио в районе Аояма, но часто бывает в Париже, где находится штаб-квартира Comme des Garçons. В мире моды она известна как самый загадочный дизайнер, который практически не даёт интервью. Рэй гораздо больше интересуют настоящее и будущее, нежели прошлое, поэтому её иногда видят на модных показах молодых, никому неизвестных дизайнеров.

 

ОПУБЛИКОВАНО В ЖУРНАЛЕ KiMONO №05 ИЮНЬ-ИЮЛЬ 2017

Автор: Мариса Кирисамэ