Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Шантийи - очаровательный замок под парижем. Мои путешествия Замок Шантийи – история


Страницы: 1


Красивый замок, в котором хранится богатейшая коллекция живописи и старинных фолиантов, огромный парк и конные шоу - все это в старинном имении Шантийи (Château de Chantilly) всего в 40 километрах от французской столицы.

Если, будучи в Париже, вы захотите провести день загородом и посмотреть какой-нибудь красивый дворец с роскошным парком, вам вовсе не обязательно ехать за сотни километров на Луару или присоединяться к толпам туристов, штурмующих Версаль. Всего 20-25 минут на поезде (или 40 минут на RER) от Северного вокзала, и вы попадете в крохотный городок Шантийи, где у станции вас будет ждать бесплатный автобус - он всего за несколько минут довезет до ворот замка.

История дворца Шантийи (Château de Chantilly) непроста. Давным-давно на этом месте неоднократно возводились, а потом исчезали замки. В XVI веке этими землями владело семейство Монморанси, один из них и решил построить себе роскошную резиденцию.


Век спустя за участие в мятеже очередной владелец имения был казнен, и поместье оказалось в руках его родственника - принца Конде.


Значительная часть старинного замка была разрушена во время революции. В середине XIX века после смерти последнего принца Конде имение перешло по наследству к его крестнику герцогу Омальскому. Новый хозяин нанял архитектора и заказал ему сложнейший проект - пристроить к сохранившейся части новое крыло и часовню, не разрушая общего ансамбля.


Прежде всего прогуляемся по анфиладе комнат Малого Дворца. Здесь, в старой части замка, находится библиотека, состоящая из 13 тысяч томов, среди которых 750 древних рукописей и 700 первопечатных книг.


Среди общего великолепия порой можно не заметить настоящие сокровища, такие как эта подлинная из виллы в Помпеях.


Все комнаты украшены изящной росписью, но особенно красивы картины на стенах "обезьяньей комнаты" (она названа так, потому что почти с каждого рисунка обязательно подмигивает забавная обезьянка).


Заглянем в часовню дворца. Она была построена сравнительно недавно - в 1882 году, но точно на том месте, где еще до революции находилась старая молельня.


В ее задней части за алтарем находится урна, в которой хранятся сердца принцев Кондэ и Генриха II (тела усопших покоятся в церкви в Бургундии). В неспокойные революционные времена было осквернено немало могил, и, чтобы спасти память о принцах, их сердца было решено спрятать в церкви в Шантийи, а затем, столетие спустя, их перенесли в новую часовню.


Далее мы проследуем в Новую часть замка, превращенную в картинную галерею. Ее стены украшены величайшими шедеврами Боттичелли, Рафаэля, Пуссена, Энгра, Делакруа и других мастеров, висящими, правда, несколько хаотично. Согласно завещанию коллекционера и последнего владельца - герцога Омальского - картины нельзя менять местами, к тому же они не должны покидать замок даже на время, поэтому вы никогда не увидите эти произведения искусства на временных выставках где-то за пределами дворца. Это богатейшее (после Лувра) собрание во Франции, состоящее из восьми десятков картин!


У стен замка начинается классический упорядоченный французский сад с фонтанами и скульптурами.


Чуть поодаль он переходит в хаотичный английский и изящный японский.


Владельцам замка не давала покоя слава прекрасных садов Марии Антуанетты, и в 1775 году принц Кондэ дает своему архитектору задание построить небольшую псевдо-деревеньку "как в Версале". Конечно, никто и не думал селить в Шантийи крестьян: пасторальная идиллия предназначалась лишь для гостей принца. Интерьеры "скромных домов" были украшены цветами и шелками, там можно было уединиться, отдохнуть.


Знатных гостей в парке ждало множество развлечений. Вы и сегодня можете пройтись по лабиринту. Он был построен несколько лет назад и немного отличается от прежнего, но будьте осторожны: как и раньше в нем легко заблудиться!

Адрес: Франция, в 49 км от Парижа
Координаты: 49°11"37.9"N 2°29"07.7"E

Содержание:

Краткое описание

Архитектор и одновременно главный садовник герцога Конде Ленотр, естественно, внес огромный вклад в обустройство парковой зоны Шантийи. Однако после его смерти и смерти герцога, дворец и прилегающая к нему территория постоянно расстраивались и облагораживались. В Шантийи появился даже огромный ипподром и большая конюшня. Как известно, французы еще с незапамятных времен всегда следовали моде: во времена правления Марии-Антуанетты в Шантийи был разбит еще один небольшой сад. Несмотря на его размеры, он всегда поражал своей уникальностью: еще бы, это был самый настоящий сад из Поднебесной с небольшими домиками и водными каналами. К слову, этот сад был не последним во дворцово-парковом комплексе Шантийи: чуть позже был разбит прекрасный сад в английском стиле с великолепным озером, где плавали гордые лебеди. В этом парке архитекторы создали остров любви и даже возвели храм Венеры, которая, как известно, и «отвечала» за это высокое чувство.

Парадная лестница

Шантийи - новая история и собрание бесценной коллекции

Все без исключения представители семейства Монморанси и династии Бурбонов-Конде были ценителями мира прекрасного. Каждый владелец замка или дворца (кому как нравится) вносил в его архитектуру и коллекцию свою лепту. Благодаря влиятельным особам, жившим с 16-го века до французской революции, была собрана огромнейшая коллекция, в которую входили картины, книги, предметы быта из драгоценного металла, фарфора и многое другое. Герцоги Конде всегда покровительствовали талантливым литераторам, живописцам и скульпторам, которые оставили свой след в их резиденции Шантийи. До революции у владельцев замка нередко в гостях бывал сам Расин, Ла Фонтен и другие не менее известные личности.

Говоря о коллекции замка Шантийи, следует обязательно выделить герцога Омаля, который в определенный промежуток времени владел замком и не скупился на приобретение шедевров живописи и других предметов, которые невозможно оценить в денежном эквиваленте. Увы, французская революция не обошла стороной и дворцово-парковый комплекс Шантийи: многие предметы коллекции были разграблены, повреждены некоторые части зданий, был нанесен ущерб и внутреннему убранству. К огромному счастью, бесчинства толпы были остановлены, и замок Шантийи был одним из первых во Франции зданий, где началась реконструкция. Уже к концу 19-го века были возращены в стены дворца почти все экспонаты из легендарной коллекции и отстроен Замок д’Ангьен, напоминающий собой Большой замок, который почти полностью был разрушен во время революции.

Кабинет в замке Шантийи

Замок Шантийи - путеводитель для туриста

Добраться до прекрасного дворцово-паркового комплекса, коллекция живописи, книг и драгоценных предметов быта которого практически ни в чем не уступает версальской, можно из Парижа на автомобиле или поезде. Поездка в комфортном вагоне займет у туриста не более 25-ти минут, а вот на машине придется добираться до Шантийи немного дольше, связано это с многочисленными пробками на трассе под индексом N16.

Во многих туристических проспектах говорится о том, что экскурсия по Шантийи займет у путешественника не более 3-4 часов. Однако эта информация далека от истины, чтобы полюбоваться роскошными и уникальными в своем роде садами, осмотреть архитектуру зданий, входящих в дворцово-парковый комплекс, и познакомиться с коллекцией семейства Монморанси и династии Бурбонов-Конде, понадобится даже не один день. Стоит только представить себе, что в стенах музея хранится более 1 000 полотен самых известных художников и огромное количество бесценных книг, среди которых самое первое печатное издание на нашей планете – Библия Гуттенберга. Кстати, по официальной информации, в коллекции замка Шантийи хранится ровно 30 000 старинных книг .

Библиотека в замке Шантийи

Естественно, не все они доступны для обозрения, многие из них находятся в специальном хранилище с определенным микроклиматом, ведь возраст некоторых книг превышает 400 лет. Кроме коллекции живописи и книг, в музее хранится более 2 000 произведений графики, каждая из которых имеет свою интересную историю. Туристу, приехавшему в Шантийи, следует обязательно увидеть рисунки, называемые «иллюстрациями к часослову герцога Берийского». Созданы эти иллюстрации были вначале 15-го (!) века.

Провинция Пикардия, близко расположенная к Парижу, славится роскошными замками. По великолепию они не уступают Версалю или дворцам, расположенным вдоль берегов Луары. Одной из таких жемчужин архитектуры является замок Шантийи, притаившийся в лесах долины реки Нонетт в 49 км от столицы Франции, Парижа. Одного взгляда достаточно, чтобы от восхищения захватило дыхание. Необычное сочетание в архитектуре готического стиля и барокко создает впечатление застывшей сказки.

Замок Шантийи, Франция – описание.

Дорога, идущая сквозь лес, приводит к замку, возвышающемуся посреди пруда и окруженному великолепными садами. Комплекс Шантийи состоит из дворца, включающего в себя несколько зданий, а также ансамбль из трех ландшафтных парков: французского, английского и англо-китайского. Неподалеку от замка Шантийи расположены Большие Конюшни с музеем Лошади и современным ипподромом.

Замок Шантийи – история.

Свое название замок Шантийи получил в X столетии, во времена завоевания Галлии римскими легионами. Оно произошло от имени человека, первым построившим для себя дом в этих густых лесах. Позже на его месте был возведен замок, служивший защитой хозяевам. Внутреннее убранство сооружений того времени не отличалось роскошью, упор делался на надежность.


В 1528 г. хозяином замка стал де Монморанси, командующий французской армии, и замок Шантийи расцвел. Владелец решил превратить крепость в великолепный дворец, для чего пригласил известного архитектора Ж. Бюллана. Нынешнему поколению в наследство досталась лишь часть уцелевших строений, именуемая «Капитенри».

Вскоре владельцами замка Шантийи во Франции стали родственники французского королевского рода – Бурбоны-Конде. Герцог Конде продолжил перестройку зданий и улучшение парковой зоны, мечтая сделать поместье местом для проведения роскошных балов и званых приемов. К работе приступил архитектор Ленотр, создавший французский парк с каскадом фонтанов. Позже был создан англо-китайский парк с богато обустроенными «хижинами» для гостей, фруктовыми деревьями и каналами.


Парк Шантийи.

Весь парковый комплекс отреставрирован, и сегодня посетители могут прогуляться по дорожкам английского сада, полюбоваться на лебедей, плавающих в озере, посетить храм Венеры или беседку Любви с сохранившейся статуей Эроса. В англо-китайском парке остались мостики через каналы и три «хижины». Как и несколько сотен лет назад, сегодня можно совершить прогулку по лабиринту, немного отличающемуся от прежнего.


Все владельцы поместья были обеспеченными людьми, прекрасно разбирались в живописи, музыке и литературе. Они всячески старались приумножить уже существующие коллекции. Собранию картин, предметов быта из фарфора и драгоценных металлов, уникальных книг и скульптур мог бы позавидовать Лувр. Но французская революция не пощадила ни парки, ни дворцы, входящие в ансамбль. Великолепные коллекции были разграблены, парковые зоны разорены.

По счастливому стечению обстоятельств, ярость толпы удалось усмирить, и погромы были пресечены. Замок Шантийи стали восстанавливать. Окончание XIX столетия было ознаменовано реконструкцией Большого замка и возвращением в родные пенаты практически всех украденных экспонатов. Последний из рода Конде передал поместье герцогу Омальскому, который продолжил реставрацию комплекса, а на склоне лет завещал все имущество Институту Франции.


Коллекция замка Шантийи, Франция.

Чтобы полностью ознакомиться со всеми достопримечательностями и экспонатами, входящими в экспозицию, потребуется намного больше времени, чем запланировано для экскурсии. На обозрение выставлено более 1000 полотен, принадлежащих кисти знаменитых живописцев. В библиотеке принца Орлеанского выставлено в два яруса 13000 уникальных старинных книг и рукописей. Вся коллекция насчитывает 30000 экземпляров, некоторым из них более 400 лет.

Во дворце выделена огромная комната, в которой на бордовых стенах размещены полотна Рафаэля, Пуссена и других великих художников. Согласно последней воле завещателя, картины нельзя менять местами или выставлять в других музеях.

Изящное оформление внутреннего убранства всех дворцовых комнат поражает разнообразием:

  • люстры, сделанные из бесчисленного количества деталей;
  • позолоченная мебель;
  • различные резные декоративные фигурки;
  • стены, украшенные гобеленами;
  • расписные потолки;
  • газовые фонари;
  • мраморная лестница и т.д.



Все это приводит посетителей замка Шантийи во Франции в трепетный восторг. Поэтому нет ничего удивительного в том, что для туристов это место так притягательно. Сюда лучше приезжать в начале лета, в это время здесь можно встретить знаменитых актеров и музыкантов, деятелей шоу бизнеса и особ королевской крови. Они приезжают на скачки, проводимые на ипподроме. Здесь каждый год можно полюбоваться грандиозным шоу фейерверков. Кстати, именно в замке Шантийи во Франции были сняты фильмы «Видок» и «Ватель».

Поместье Шантийи на протяжении столетий меняло хозяев, но всегда принадлежало аристократическим династиям, которые были очень близки и родственны королевской власти и зачастую соперничали с ней: Монморанси, Бурбон-Конде, а последний владелец Генрих Орлеанский, герцог Омальский собрал значительную художественную коллекцию, которую вместе с замком подарил в 1884 году Франции. Думаю, что все знают рукопись XV века "Великолепный часослов герцога Беррийского" со знаменитыми миниатюрами - герцог Омальский купил его для коллекции в 1856 году и с тех пор она хранится именно в Шантийи, еще здесь можно увидеть мозаики и предметы из Помпей. А коллекция картин Шантийи стоит во Франции на втором месте по значимости после коллекции Лувра, здесь есть картины Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Энгра, Делакруа, Пуссена. Интересно, что залы музея Конде выглядят как в конце девятнадцатого века, потому что согласно завещанию герцога Омальского ни один предмет из его коллекций не может быть вывезен за пределы усадьбы Шантийи, а постоянная экспозиция не должна изменяться

Тому, кто пропустил начало и еще не побывал в , советую сначала заглянуть в предыдущий пост, а мы пройдем внутрь ренессансного шато, окруженного водой. Хотя на поверку этот замок оказывается реконструкцией XIX века. Во время революции Большой замок Шантийи был разрушен, поэтому в 1875 году герцог Омальский поручил архитектору Оноре Доме построить новый замок на прежнем месте, но параллельно была поставлена задача подготовить помещения для коллекции. Для проекта восстановления Доме использовал планы и гравюры XVI века, ему удалось передать дух архитектуры французского Ренессанса

Помимо изобразительного искусства страстью герцога Омальского были книги: он скупал книги на аукционах по всей Европе. Собрание выставлено в уютной библиотеке (1876-1877). Металлическая двухуровневая конструкция с галерее характерна для библиотечной архитектуры второй половины XIX века. Хотя в замке нет аудиогида, но в каждой комнате есть большой информационный лист на русском языке

В Шантильи хранится почти 1500 рукописей, после коллекции Национальной библиотеки Франции - это вторая по величине библиотека в стране с украшенными орнаментом и миниатюрами манускриптами. Старейшие рукописи относятся к XI веку. К сожалению, самую ценную жемчужину коллекции - "Великолепный часослов герцога Беррийского" - в оригинале увидеть не удастся, в целях сохранности ее не выставляют, можно только посмотреть факсимильную копию и полистать электронную версию


Украшу и свое повествование парой сюжетов из знаменитого часослова, воскрешающих перед нами картины средневековой жизни и мыслей. "Февраль", Поль Лимбург. Миниатюрист выводит нас на улицу на холодный зимний воздух. Заснеженный ландшафт, город на заднем плане, покрытый снегом, по дороге к которому бредет крестьянин с ослом. Другой крестьянин усердно рубит дрова, а третий спешит к укрытию. На переднем плане мы видим ферму и крестьян, греющихся в небольшом деревянном доме. Туники обоих мужчин высоко подняты, чтобы согреть ноги, а женщина лишь слега приоткрыла лодыжки


Ужасно прекрасное в свом контрастном исполнении "Чистилище", Жан Коломб. А как потрясающе выполнена готическая рамка, создающая трехмерный эффект


Фото с сайта en.wikipedia.org

В центральных витринах во время моего визита была выставка, посвященная связям семьи герцога с США. Книга "Хижина дяди Тома", напечатанная в 1853 году, помню как я заливалась слезами в детстве во время чтения этой книги

А эта забавная иллюстрация из одной из книг: две татуированных туземки пристроились рядом с европейцем, лица такие выразительные у всей троицы. Судя по подписи это карикатура на отца герцога Омальского Луи-Филиппа Орлеанского, бывшего королем Франции Луи-Филиппом I с 1830 по 1848. После череды революционных событий в 1796 году Луи-Филипп попадает в Америку и на Кубу, где живет в течение трех лет

На первом этаже расположены Большие покои, в которых воссоздана церемониальная пышность апартаментов XVIII века - классическая дворцовая анфилада со спальней, музыкальной комнатой и необычным образом украшенными комнатами для приемов. Во время революции замок был разграблен, и герцог Омальский собирал по стране мебель и убранство того времени, чтобы восстановить период величия и пышности принцев Конде.

В 1643 году поместье Шантильи стало собственностью семьи Бурбон-Конде. По инициативе Луи II де Бурбона, принца де Конде (1621-1686), известного как Великий Конде, парком Шантийи занялся знаменитый садовник Версаля Андре Ле Нотр. Время Великого Конде - золотой век Шантийи, поместье стало главным местом для модного общества и интеллектуального общения, балов и фейерверков. Во время Фронды Великий Конде сначала был на стороне официальной власти в лице Мазарини и несовершеннолетнего Людовика XIV, но затем повёл себя дерзко по отношению к Мазарини и королеве-регентше Анне Австрийской, и после года тюремного заключения возглавил новую Фронду принцев, но проиграл, и на пятнадцать лет был изгнан от двора короля-солнца


Над камином античная мозаика с виллы в Стабии, древнего города на берегу Неаполитанского залива возле Помпей. Стабии тоже оказались погребенными на века во время извержения Везувия. Во второй половине XVIII века в Стабии начались раскопки

На мозаике изображен знаменитый мифологический сюжет похищения Европы богом Юпитером, превратившимся в быка. Мозаика была частью коллекции тестя герцога Омальского - Леопольда, принца Бурбон-Сицилийского

У одной из комнат забавное название - "Великий обезьянник". Этот будуар свидетельствует о моде на Азию в XVIII веке, стены украшены фресками с обезьянами и китайцами. В сюжетах росписи аллегории войны, охоты, живописи, скульптуры, геометрии, химии

Обезьяна с гранатой с ружьем. Можно найти даже обезьяну-географа, сидящую на карте мира, обезьяну-скульптора

Красивый стул - общий фон выцвел, а букет цветов по-прежнему яркий и красочный

На каминном экране тоже продолжается обезьянья тема. А на столике мозаика с китайскими мотивами

Галерея сражений, или галерея деяний Великого Конде была украшена в конце XVII века Жулем Ардуэном-Мансаром, придворным архитектором короля Людовика XIV. В галерее сражений представлена серия из одиннадцати картин, заказанных самим Великим Конде и иллюстрирующих его основные военные победы: взятие Перпиньяна 1642, битвы при Рокруа 1643, Фрибурге 1644, Нордлингене 1645, Дюнкерке 1646, завоевание Анжера и осаду Лерида 1647, Ланс 1648, блокаду Парижа 1649, завоевание Франш-Конте1668 и форсирование Рейна 1672

Признавая воинские победы Великого Конде, историки говорят, что он отличался надменностью, скупостью, жестокостью, оскорбительной грубостью с подчиненными , во время битвы ради блеска и быстрого и сильного натиска, он не щадил людей, войска Конде особенно отличались грабежами и насилиями

Дальше идут уже галереи и комнаты, в которых была размещена художественная коллекция герцога Омальского. Обход музея начинается с зала Оленей, или Оленьей столовой. Зал назван так же, как и помещение, построенное в 1528 году в старом замке Анна де Монморанси. Зал с балконом для размещения музыкантов при герцоге Омальском использовался как парадная столовая. На первом музыкальном ужине у герцога одним из гостей был Александр Дюма. На потолке, декорированном кессонами, как было принято в XVI веке, изображены гербы хозяев Шантийи. Все остальные украшения зала связаны с темой охоты. По стенам развешаны шпалеры XVII века из цикла "Охота императора Максимилиана в окрестностях Брюсселя" - реплика знаменитой фламандской серии XVI века, выполненная по заказу Людовика XIV на мануфактуре Гобеленов для его внебрачного сына графа Тулузского. Оригинал в настоящее время находится в Лувре. На шпалерах представлены сцены придворной охоты в разные времена года. Зал этот напомнил мне любимое Фонтенбло

Раньше я не понимала красоты гобеленов, но в последнее время прониклась этим искусством. В прошлом году в Мадриде в королевском дворце увидела комнату, украшенную превосходными гобеленами на необычную тему - вытканы тропические цветы, растения, животные, к сожалению, фотографировать в Испании постоянно запрещают, что глупо, потому что широкая публика не знает, какое стоящее место для посещения этот королевский дворец

Кстати, привычное нам слово "гобелен" возникло именно во Франции в XVII веке, а до использовали другие названия, на русском официальное название этого искусства - шпалера. Гобелен - это была фамилия семьи, в чьем доме расположилась французская мануфактура. А еще интересно, что для некоторых циклов шпалер образцом служила книжная миниатюра, и крохотные миниатюры превращались в грандиозные ковры-гобелены. Я очень хотела увидеть знаменитую серию шпалер "Дама с единорогом", который хранится в Париже в музее Клюни, но музей был закрыт на ремонт.

После ужина, герцог приглашал своих гостей в большую галерею живописи, очень похожую на один из залов Эрмитажа, это сердце музея Конде. Галерея освещается верхним светом, её стены отделаны "помпейским красным". Картины размещены так называемой "салонной развеской". По левой стороне картины итальянской школы и произведения, которые были созданы в Италии, например, работы Никола Пуссена. Правая сторона отведена под образцы французской живописи и произведения ориенталистов

"Дама в ванной", портрет официальная фаворитка короля Генриха IV Габриэль д"Эстре, первой четверти XVII в

В конце картинной галереей находится круглый зал-ротонда, в которой размещены несколько знаменитых картин и замечательная мраморная статуя "Жанна д"Арк слушает голоса" 1873, скульптор Анри Шапю

А на полу мозаика на полу с охотничьей сценой обнаруженная при раскопках Помпей, вероятно происходит из Casa dei Fiori (Дом цветов / Дом трех дворов/ Дом кабанов). После посещения Помпей и я неровно дышу к античным мозаикам, а здесь еще и великолепный вариант цветной мозаики, я была впечатлена

Как мастерски выложены уточки, специалист, наверное, сможет даже определить виды рыб

А бело-черный пес и преследуемый им кабан как хороши! Даже шерстинки на хвосте собаки и шкуре кабана выложил мастер. Только непонятно, что это за оранжевый зверь в углу

Кабанчик на всех парах пытается убежать от охотника и собаки

Со времени погребения Помпеи под грудом пепла прошло уже две тысячи лет, а яркие краски на хвостах петухов не потускнели

В ротонде висит портрет одной из самых красивых женщин эпохи Ренессанса, возлюбленной Джулиано Медичи, младшего брата Лоренцо Великолепного. Это "Портрет Симонетты Веспуччи" работы Пьеро ди Козимо, до 1520 г. Вишенкой в этой любовной истории является факт, что Симонетта была замужем. Ко времени создания портрета ее уже не было в живых: она умерла в 1476 году в возрасте двадцати трех лет от чахотки. Волосы уложены в сложную причёску из кос, переплетённых жемчужными ожерельями и украшенных крупным жемчугом, а лоб высоко выбрит по моде того времени. Тёмные облака на заднем плане почти повторяющие профиль Симонетты, высохшее дерево слева и змей, обвившийся вокруг цепочки, символизируют преждевременную смерть девушки, хотя по другой интерпретации змея, кусающая себя в хвост, является аллегорией вечности или символом обновления жизни. Считают, что именно Симонетта послужила прообразом для картины Сандро Ботичелли "Рождение Венеры", Боттичелли даже завещал, чтобы его похоронили рядом с Симонеттой в церкви Оньиссанти, что и было исполнено через 34 года после её смерти


Лоренцо Великолепный пишет, что прочитав письмо о смерти прекрасной Симонетты, он вышел в сад: "Была ночь, и мы с моим дражайшим другом шли вдвоем, беседуя о поразившем нас несчастье. Погода была ясная, и мы, беседуя, увидели на западе сверкающую звезду, столь яркую, что она своим сиянием затмила не только другие звезды, но и прочие светила, померкшие в её свете. Любуясь той звездой, я обернулся к другу своему и сказал: Не удивимся мы, если душа этой дивной дамы превратилась в новую звезду или же, вознесясь, соединилась с ней".

"Мадонна с вуалью" Рафаэль Санти, ок. 1508. На картине святое семейство - Мария, Иосиф и младенец Христос, играющий с вуалью своей матери. Из полумрака на происходящее с грустью взирает как бы предвидящий будущее Иосиф. В ренессансной живописи вуаль означала соединение Рождества, когда Мадонна завернула младенца в покрывало со своей головы, и Распятия, когда Богоматерь укрыла тем же покрывалом распятого сына

Круглый зал Ля Трибюн - Трибуна - назван в честь зала в флорентийской галерее Уффици во Флоренции, он тоже в шестиугольный и задрапирован красным бархатом, и по кругу на восьми стенах размещены картины.

Мне очень понравилась эта черноглазая красавица с картины Энгра "Портрет мадам Девосе", 1807

В небольшом кабинете драгоценных камней хранятся оружие и ювелирные коллекции, а также портретные миниатюры. В Шантильи коллекция почти 350 миниатюр, портреты в основном представителей семей принцев Конде, герцогов Орлеанских, дома Габсбургов и Бурбон-Сицилийских. Помните, как в фильме "Гордость и предубеждение" Элизабет рассматривает в подобной витрине миниатюрный портрет мистера Дарси?

Красиво, дух ушедших эпох

Сантуарио (с итальянского "святилище") - это небольшая комната с верхним светом, где хранятся две небольших картины Рафаэля: "Три грации" и "Мадонна дома Орлеанских", панель с росписью Филиппино Липпи "Эсфирь и Артаксеркс" и 40 миниатюр Жана Фуке из "Часослова Этьена Шевалье"

"Часослов Этьена Шевалье" - рукопись, созданная первым мастером французского Возрождения Жаном Фуке около 1452-1460 годов. Наибольшая часть из сохранившиеся миниатюр (40 листов) находится в музее Конде, в Шантийи. Остальные семь листов разбросаны по нескольким коллекциям. В "Часослове", выполненном в первые десятилетия французского Ренессанса, Фуке освободился от традиционного для Средневековья формата иллюстрирования манускриптов. Используя новые техники, он обновил искусство иллюминирования, его подход стал поворотным пунктом в истории французского искусства иллюстрации. Несколько листов были разделены на два поля: в верхнем - основной сюжет, в нижнем -примыкающие, либо же какое-нибудь фантастическое существо, как в готической живописи - что было новшеством. "Часослов" был разделён в начале XVIII века в монастыре Сен-Мор: края у листов с миниатюрами были обрезаны (предположительно, миниатюры были обрамлены орнаментальными рамками). Текст и заглавные буквы, которые нельзя было обрезать из-за слишком близкого расположения к миниатюрам, были отретушированы или же заклеены кусками пергамента. Таким образом миниатюры, избавленные от украшений на полях, узорных рамок и прочего декора, превратились каждая в своего рода отдельную картину. Сорок из них были сгруппированы и около 1790 года смонтированы на дубовых досках в одной из парижских мастерских.

"Святой Илларий" (Saint Hilaire) предстает перед собором под председательством еретического папы Леона, а ниже рассказывается об острове Галлинария, недалеко от Генуи, где пресмыкающиеся бежали перед святым

На иллюстрациях присутствует и французская архитектура того времени. По большей части изображён Париж, как место постоянного пребывания заказчика. "Мадонна на троне" из Богородичного цикла миниатюр. Богородица с младенцем воссидает в нише в окружении готического портала. Хор ангелов играет музыку, поет или благоволит к Богородице

"Святой Иоанн Евангелист" из цикла Страстей Христовых. Фуке показывает молодого апостола, прильнувшего ко груди Господа во время предсказания предательство Иуды, которму предлагает хлеб. Барельефы в золотых оттенках изображают святого Иоанна, свергающего идолов в Эфесе, священник заставляет его выпить яд, и крещение священника и проконсула Азии. В картуше, поддерживаемом двумя ангелами, Святой Иоанн в бочке кипящего масла

"Арест Иисуса" из цикла Страстей Христовых. Эмоциональная сцена на фоне прекрасного вечернего неба

"Несение креста" во время восхождения на Голгофу, справа святая Вероника ждет Христа. В парижском ландшафте мы видим часовню Сент-Шапель, построенную для хранения тернового венца. На заднем плане на дереве качается повесившийся Иуда. Внизу сцена показывает как куют гвозди для распятия. В прямоуглоьнике святая Вероника держит плат, на котором отпечатался портрет Христа, ставший прообразом иконы Спас Нерукотворный

"Распятие" Иисус и два вора на фоне неба, у Спасителя скрещены ступни. Взволнованный круг, состоящий из солдат, Пилата и верховного жреца на лошади, обращенных к зрителю спиной. На переднем плане четыре солдата, безразличные и расслабленные, играют в кости на одежду Христа. На расстоянии от этих двух групп и отодвинувшись к границам изображения, в пирамидальной композиции, Богородица нежно придерживаемая святым Иоанном, смотрящим со слезами на распятие Христа

В 1725 году по приказу герцога Бурбонского в Шантийи была создана одна из первых мануфактур по производству фарфора, для чего пригласили японца Сикер Сиру. Сначала делали имитацию японского фарфора без каолина - хрупкий фарфор, с добавлением белого мергеля, только в 1769 году в Лиможе открыли месторождения каолина. В росписи и формах тоже заметно влияние востока

Кабинет античного искусства. В 1843 году герцог Омальский присутствовал на раскопках в Помпеях, и некоторые предметы были любезно подарены ему. Стекланные сосуды, извлеченные спустя почти две тысячи лет

Изящная терракотовая статуэтка женщины, смотрящейся в зеркало

Спустившись по лестнице, я попала в часовню замка, посвященную святому Людовику. Часовня построена на месте старой дореволюционной часовни и спроектирована таким образом, чтобы в ней могли разместиться предметы из замка Экуэн: алтарь с барельефом работы Жана Гужона "Жертвоприношение Авраама", резные панели и два окна с витражами. Стены часовни украшены изображениями святого Христофора и святого Иоанна, здесь же находится флаг Аугсбургского подразделения, который был захвачен в битве при Рокруа


В часовне Конде стоит урна, в которой хранятся сердца принцев Конде и Генриха II. Сердца были спрятаны во время революции. Последнее серде было помещено в урну самим герцогом Омальским, это сердце его старшего сына Людовика Орлеанского, который умер в Сиднее в 1866 году

Я очень хотела еще неспешно прогуляться по парку Шантийи, но когда вышла из замка, увидела на небе тяжелые грозовые тучи. Но понадеявшись на везение, решила все-таки идти в парк. Территория разделена на три части: французский сад Андре Ленотра с фонтанами, статуями, зелеными газонами, конец XVII в; англо-китайский сад с пятью деревенскими домиками, вдохновленный деревушкой Марии-Антуанетты в Малом Трианоне, 1773 год; и английский ландшафтный парк, 1819 год

Чуда не случилось, и как только я вышла в английский сад, начался ливень. Сад был спроектирован во время Реставрации, он занимает участок части садов Андре Ленотра, которые были разрушены во время революции. Прогулочные маршруты приводят к беседке-ротонде со статуей Венеры, озеру любви.


В отличие от сада в французском стиле, с его геометрическим расположением и грандиозными перспективами, английский сад черпает вдохновение в романтизме, под искусством сада понимается украшение естественной природы, чтобы выглядело все как-будто так и выросло

От потоков дождя мне пришлось спрятаться под раскидистое дерево, рядом с которым выгорожено пастбище для овец

В такую погоду не очень интересно разгуливать, поэтому пришлось повернуть назад. Эти круглые зеркальные фонтаны и лужайка, как раз и есть французский сад Андре Ленотра. Струи фонтанов могут бить на высоту пяти метров, что в то время считалось инженерным достижением. Большой канал длиной 2,5 км, на шестьсот метров длиннее канал в Версале

Сад в французском стиле символизирует триумф порядка над беспорядком, культуры над пустыней, отражения спонтанности. Он характеризуется театральной постановкой сада, целью которого является удивление посетителя игрой на перспективу, в таком саду геометрическая планировка, которая часто симметрична, клумбы, рощи и пруды, украшенные многочисленными статуями. Ленотру противила идея английского сада с извилистыми дорожками и имитацией дикой природы

У меня осталось чувство неудовлетворенности от того, что не смогла спокойно погулять по парку, поэтому придется как-нибудь снова вернуться в Шантийи. А в следующий раз мы опять обратимся к мастерству Ленотра, и увидим знаменитый замок с садом Во-ле-Виконт.

Великолепная страна Франция ежегодно открывает свои объятья для сотен и тысяч туристов со всех уголков мира. Красота ее просторов и достопримечательностей завораживает и привлекает. Одной из таких достопримечательностей является Замок Шантийи. Его называют редкой жемчужиной, обрамленной в зелень роскошного парка. И это не просто так. Величественный замок с невероятной историей так и манит своей загадочностью. Парк, который окружает замок, удивляет своим масштабом. Приезжайте и посмотрите на всю эту неземную красоту собственными глазами. Потрясающие достопримечательности Франции ждут вас.

Усадьба Шантийи (французский Château de Chantilly) - это одна из наиболее значительных резиденций во Франции, которая дошла до наших дней с эпохи старого порядка. Она находится в сорока девяти километрах от Парижа в коммуне Шантийи, в долине реки Нонетт, которая является протокой реки Уазы. Сам замок Шантийи возведен на огромной скале, что со всех сторон окружена водой. К воротам замка ведет один мост, который перекинут через большой ров.

История замка

Название этого замка идет корнями в древнеримское имя Cantilius - именно такое имя носил человек, который первым построил виллу в этих местах во времена завоевания Галлии римлянами.

Замок Шантийи был превращен в, удивительной красоты, дворец. Он является символом перехода от бесконечных и жестоких войн к роскошным балам и праздникам.

История данного поместья ведет свое начало от 1484 года, когда усадьба Шантийи стала достоянием рода Монморанси. Этот замок был конфискован Людовиком XIII у этой семьи. Однако через несколько лет Людовик XIII вернул замок обратно. Великий Конде (он же Людовик II) превратил этот замок в местопровождение шумных балов и праздников.

Именно в этом замке была поставлена пьеса Мольера «Тартюф», здесь проводились балы, устраивались фейерверки.

Замок был разрушен и разграблен во времена Великой французской революции, кроме дворцового ансамбля Капитенри (французский Capitainerie).

Архитектура

Самый большой вклад в становление архитектуры замка внес коннетабль Анн де Монморанси. Его конная статуя возвышается перед дворцом.

Замок Шантийи включает в себя несколько построек, которые окружены огромным парком. Самую большую историческую ценность являет собой, так называемый Малый замок, он сохранился до наших времен с шестнадцатого века. Его создателем был архитектор Жан Бюллан. Также составной частью архитектуры замка является Новый замок (или Шато д’Ангьен). Он представляет собой неоренессанское здание 1876-80 годов. Архитектор Оноре Домье занимался проектированием Нового замка, стиль же его называется бозар.

Дворец внешне представляет собой крепость, въезд оформлен в стиле Ренессанса. Защищен тяжелыми колючими решетками и пиками.

Внутри замка величественно возвышаются мраморные лестницы, удивительные расписные плафоны, множество витражей и скульптур, удивительной красоты люстры, роскошная посуда, прекрасная живопись на стенах: Ван Дейк, Рафаэль, Филиппино Липпи, Пьеро ди Козимо, сорок миниатюр Жана Фуке, Пуссен, Делакруа, Теодор Руссо, Энгр.

Наши дни

В наши дни в замке находится музей Конде. Коллекция картин музея Конде - это первый музей старинных картин (до 1850 года). Второй по величине во Франции после собрания картин в Лувре. Вы найдете тут более 800 шедевров французской, итальянской, фламандской, английской живописи и т.д. В данной коллекции представлены личные вещи семьи Конде, редкостное собрание фарфора, множество гравюр, картины Клуэ, Боттичелли, Пуссена и других древних мастеров. Данную коллекцию завещал герцог Омальский Французскому институту.

В превосходном состоянии сохранилась грандиозная библиотека принца Орлеанского в замке Шантийи. Она насчитывает богатые коллекции книг и письменных документов (более 13000 самых редких рукописей и книг), собранных на протяжении веков лордами Шантильи, членами семьи Монморанси и Бурбон-Конде. Эта коллекция дополняется современными примерами искусства. Например, здесь имеется псалтырь королевы Дании Ингеборг, которая была женой Филиппа-Августа, Гуттенбергова Библия, знаменитый "Часослов" герцога Беррийского.

Парк

Снаружи раскинулся великолепный французский сад-парк в 115 га, спроектированный Ленотром для Великого Конде в конце семнадцатого века и напоминающий Версаль. Это уникальное свидетельство истории садов на Западе. Вся площадь парка разделена на три исторических участков (сада): французские сады Андре Ленотра, англо-китайский сад и английский сад.

Вся эта красота открыта для посетителей. Вы можете осмотреть эту достопримечательность, включив ее в свой спланированный отпуск во Франции.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Гавайские мужские и женские имена Гавайские мужские имена
Топ самых интересных островов для отдыха Одиночки: Ogasawara Islands, Япония
Бухты новороссийска Город герой расположенный на цемесской бухте