#DISPLAY

ТАКАСИ МУРАКАМИ:

НА ХВОСТЕ У РАДУГИ

В московском Музее современного искусства «Гараж» не пропустите выставку суперзвезды из Японии Такаси Мураками «Будет ласковый дождь».

ноябрь 2017

На вечере в честь открытия выставки Мураками в смешной шапке лично встречал гостей у входа в здание Музея современного искусства «Гараж» — чем до глубины души поразил московский бомонд, не привыкший, что художник такого уровня не прячется от публики, а приветствует ее, с радостью фотографируется и отвечает на вопросы о творчестве. Но это первое впечатление быстро затмили другие — взрыв красок и радости, который открылся на выставке, и шокирующие контрастом комментарии к ним — что это все об апокалипсисе, атомной бомбардировке, страхе за мир… Гости, среди которых были Роман Абрамович, Константин Эрнст, Даша Жукова, Дакота Джонсон, Дерек Бласберг, еще долго обсуждали, что только японец мог создать такое неожиданное сочетание…

В самой Японии к творчеству Мураками относятся по-разному. «Отаку» — то есть ярые фанаты анимэ и манга — негодуют: это для европейцев такой стиль в новинку, а среди японских художников есть гораздо более талантливые! Критики сетуют, что «он экспортирует японское искусство, а не возвращает его нам». Обыватели же больше обращают внимание не на творчество, а на успех: мол, уважаю его смекалку в бизнесе, молодец, нашел фишку и прославился на Западе.

 

Японские критики сетуют, что «Мураками экспортирует японское искусство и не возвращает его в страну»

С бизнес-жилкой у Мураками и правда все в порядке. В его студии в промышленном пригороде Токио и нью-йоркском филиале на него трудится около четырех сотен сотрудников: доводят до совершенства нарисованные на компьютере работы, пластиковые и плюшевые скульптуры, следят, чтобы все идеи начальника были воплощены в точном соответствии с замыслом. За умение перерабатывать и выгодно продавать образы поп-культуры его называют японским Уорхолом — его самая скандальная скульптура «Мой одинокий ковбой» в виде голого мультяшки, вокруг которого спиралью закручивается сперма (образ навеян порнографическим жанром анимэ и манга — «хэнтай»), ушла с аукциона за пятнадцать миллионов долларов. По словам его ближайших соратников, Мураками — что большая редкость для японских художников — легко говорит с заказчиками о деньгах. Но все это только штрихи к портрету. Прогуливаясь по выставке в «Гараже», напрочь забываешь о бизнесе и думаешь о любви.

 

За работой в студии Kaikai Kiki, 2014

© Takashi Murakami

Мураками родился в Токио в 1962 году в простой семье: папа — таксист, мама — домохозяйка. Он мечтал стать аниматором и поступил в Токийский университет изобразительных искусств и музыки. Позднее художник не раз рассказывал, что его навыки рисования были слишком слабые, поэтому когда дошло дело до выбора факультета — дизайн, масляная живопись и так далее, — получалось, что он никуда не подходил — все слишком сложно. «В итоге выбрал факультет традиционной японской живописи «нихонга»: туда требовалось предъявить всего лишь эскизы, пейзажи — я пошел туда, в надежде, что там меня научат рисовать».

 

Получив диплом, Мураками продолжил писать картины в традиционной технике, но параллельно искал собственный стиль. Начиная с середины 1990-х его творения появляются в галереях Японии, США, Франции. Но настоящая слава пришла в 2001-м, когда его пригласили к сотрудничеству Louis Vuitton. Идея принадлежала тогдашнему креативному директору марки Марку Джейкобсу — он захотел увидеть, как респектабельный логотип заиграет в руках японца, в своих работах смело миксующего адский коктейль из высокого и низкого искусства, анимэ и «нихонга», праздника и тревоги. Результат превзошел все ожидания: украшенные кислотными буквами и «кавайными», то есть миленькими, героями сумки вмиг стали предметом коллекционирования. На ретроспективе Мураками в Бруклинском музее в 2008-м даже работал поп-ап бутик марки! И понеслось: его работы выставляют на лучших площадках мира от парижского Гран-Пале до лондонской галереи Гагосяна и московского «Гаража». Так что же особенного в его искусстве, что в нем увидел весь мир?

 

Цветочки и веселые черепа Мураками  — это мир детства, травмированный насилием старших

Дизайн Louis Vuitton по рисункам Мураками

В интервью журналу Wired в 2001 году художник объяснял: «Я нацелился исследовать секрет универсальности таких персонажей, как Микки-Маус, Дораэмон (японский кот-робот. — Прим. KiMONO) и Hello Kitty». Это сработало: взять хотя бы его огромных плюшевых зайцев, эмблему выставки в «Гараже» — их хочется схватить, унести домой и спать с ними, обнявшись. 

 

Так же в его работах сильно влияние фильмов Стивена Спилберга — по словам художника, его завораживала царившая в них атмосфера напряженности между миром детей и миром взрослых. Его улыбающиеся цветочки, глазастые грибы и веселые черепа — это мир детства, травмированный насилием старших.

Огромный след в творчестве Мураками оставили и японские мультсериалы в жанре сай-фай, например Ultraman, и фильмы в стиле «кайдзю». Это слово означает «странный зверь», им же обозначают блокбастеры об атаке монстров вроде «Годзиллы». «Моя мама говорила: будь осторожен, когда идет дождь. Тебе нужно прятаться от дождя из-за радиации», — вспоминал художник. Это чувство — что вот-вот случится что-то страшное — отображалось и в фильмах «кайдзю».

 

Но главное объяснение, кажется, кроется в его огромном полотне под названием «В земле мертвецов я встану на хвост радуги», которую художник посвятил землетрясению и вызванному им цунами 2011 года. К созданию картины Мураками подтолкнула история о художнике Кано Кадзунобу, который жил более 150 лет назад: после пережитого страной землетрясения он создал несколько монументальных свитков, на которых были изображены пять сотен архатов, то есть просветленных — по легенде впервые они собрались вместе 2,5 тысячи лет назад, чтобы не дать учению Будды погибнуть — и вот художник призывал их снова, чтобы в минуту испытаний укрепить японский народ. Стометровое полотно Мураками — это привет из будущего: он изображает веселый мультяшный пейзаж, хотя это и пейзаж апокалипсиса, где бушует страшная волна. Его архаты пришли на землю, чтобы снова поддержать людей и подарить им и силу и улыбку, которая иногда бывает важнее всего…

Побывать на выставке Мураками — это словно слетать в Японию под ЛСД

Мураками интересует Япония, пережившая атомную бомбардировку. Интересует Япония инфантильная, то есть помешанная на играх и куклах. И, конечно, Япония, раз за разом сносящая безжалостные капризы природы — землетрясения и цунами. За всем этим стоит не только желание понять, почему это, зачем, — но просто огромная любовь к своей родине. Ну и чувство юмора, конечно же.

Выставку Такаси Мураками «Будет ласковый дождь» в Музее современного искусства «Гараж» готовили два года. Экспозиция включает более 80 работ и охватывает несколько периодов творчества художника — с начала 1990-х годов до наших дней. Выставка поделена на пять глав-разделов, каждый демонстрирует результаты исследования Мураками некоторых особенностей национальной культуры и коллективного сознания, феноменов японской культуры. Как сказал один из посетителей, побывать на ней — это словно слетать в Японию под ЛСД.

ОПУБЛИКОВАНО В ЖУРНАЛЕ KiMONO №07 НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2017

Ирина Терехова

Софья Прокофьева

Настя Сато