Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Парусные суда 15 18 веков. Судостроение в XV-XVI веках. Корабли - прямые наследники галеры

В парусном флоте (конец XVII ? cередина XIX в.) наиболее крупным боевым кораблем стал линейный корабль? трехмачтовое судно с сильным артиллерийским вооружением (от 60 до 130 пушек).

В зависимости от водоизмещения, размерений и, в первую очередь, от числа пушек, в соответствии с “Табелем о рангах кораблей” (XVII в.) корабли разделялись на шесть рангов. К середине XIX века водоизмещение линейных кораблей достигало 5000 т, вооружение? 130 пушек, экипаж? 800 человек.

Тенденции развития военных кораблей от галиона к линейному иллюстрирует английский военный корабль постройки 1637 года “Соверен оф зе Сиз” (“Владыка морей”) ? рис 9.1. Его водоизмещение 1530 т, наибольшая длина 71 м, ширина 14,2 м, глубина трюма 5,9 м, наибольшая осадка 6,75 м. Дальнейшее дробление (по сравнению с галионами) вплоть до четвертого яруса получила общая парусность. Впервые в истории судостроения артиллерийские орудия на нем размещались на трех палубах.
Этот корабль считается первым парусным линейным кораблем в истории судостроения. На трех сплошных батарейных палубах и занимавшей четвертый ярус батареи на шканцах было установлено
126 орудий, из них 20 тяжелых 60-фунтового калибра, восемь? 38-фунтового. Экипаж? 800 человек. Корабль был украшен многочисленными скульптурами и резьбой по дереву в стиле барокко. Стоимость корабля была грандиозной: за нее можно было построить десять обычных 40-пушечных кораблей. В вину английскому королю Карлу I, по приказу которого был построен этот корабль, ставилось неоправданное расточительство при финансировании строительства военно-морского флота. Политические страсти тех лет привели к тому, что король был казнен (в 1649 году) по приказу Оливера Кромвеля. Корабль же прожил долгую жизнь? три раза перестраивался и был на плаву
60 лет. Принимал неоднократно участие в морских сражениях, но погиб не в морской баталии, а сгорел на стоянке в Чатеме (под Лондоном) от огня опрокинувшейся свечи.

К первой трети XVII века относится вхождение Франции в состав великих морских держав. Это связано с именем герцога Ришелье, по инициативе которого началась реконструкция морских портов Франции, были куплены у Голландии несколько парусников, ставших первыми большими боевыми кораблями военно-морского флота. В 1636 году был спущен первый линейный корабль собственной постройки “Ле
Корона” (Корона) (водоизмещение? 2100 т, длина по ватерлинии?50,7 м, высота борта? 10,5 м, рот-мачта от киля до клотика? 57,6 м, вооружение? 72 пушки на трех палубах, экипаж? 604 человека). Корабль строил Шарль Морье.

Примером совершенного для того времени линейного корабля 1-го ранга может служить французский трехдечный 120-пушечный “Солей Ройял” (“Король-солнце”), построенный в 1690 году (рис. 9.2). Его размерения были близки к табелю о рангах и составляли: длина? 55 м, ширина? 15,5 м, углубление трюма? 6,7 м; экипаж? 875 человек. “Солей Ройял” в течение длительного периода по своим ходовым качествам, огневой мощи, декору считался самым лучшим среди линейных кораблей ведущих морских держав мира. Другим известным линейным кораблем 1-го ранга был испанский “Сантисима Тринидад” (рис. 9.3), построенный в 1769 году на испанской военно-морской верфи в Гаване (Куба). Корпус и палуба изготовлены из кубинского красного дерева, мачты и реи? из мексиканской сосны. Толщина бортов? 0,6 м. Впервые судно такого класса имело четыре орудийные палубы, на которых было установлено 144 орудия, 30 из них калибра 32 фунта располагались на нижней палубе. Дальность стрельбы этих орудий? 1,5 мили. На второй палубе были установлены два 18-фунтовых и двадцать шесть 8-фунтовых орудий и мортир. Остальные орудия занимали третью и четвертую палубы. Несмотря на многочисленные попадания в этот линейный корабль со стороны английских кораблей в Трафальгарском сражении в 1805 году, он
не был потоплен. Во время сражения на корабле находились 1200 моряков и солдат морской пехоты.

Участвовавший в Трафальгарском сражении английский линейный корабль “Виктори” сохранился до настоящих дней (рис. 9.4). Он стал кораблем-памятником и с 1922 года стоит в Портсмутском сухом доке в честь победы английского флота над объединенными военно-морскими силами Испании и Франции. Место на палубе, где упал смертельно раненный адмирал Нельсон, отмечено мемориальной пластиной. Линейный корабль был построен корабельными мастерами Д. Локом и Э. Алланом еще в 1765 году в Чатаме близ Лондона. Имел три палубы и три мачты. Для постройки “Виктори” было израсходовано 2,5 тыс. деревьев, главным образом дуба. Киль составлен из нескольких стволов вяза, шпангоуты обтесывались топором по чертежам, которые были изготовлены в натуральную величину. Борта толщиною 0,6 м состояли из внешней и внутренней обшивки, скрепленной стальными болтами и дубовыми нагелями. Водоизмещение? около 3,5 тыс. т, длина? 57 м, ширина? около 16 м, экипаж? 850 человек. Был вооружен 104 пушками, из которых более половины тяжелые? 32- и 24-фунтовые.

С конца XVII века для дальней разведки и крейсерской службы (самостоятельных боевых действий на морских и океанских коммуникациях с целью захвата и уничтожения вражеских торговых судов)в военно-морских флотах разных стран появляется новый тип корабля? фрегат? с достаточно мощным артиллерийским вооружением, но более быстроходный, чем линейные корабли. От последних он отличался меньшими размерами (водоизмещение 700?-1000 т и больше) и меньшим числом пушек. Среди фрегатов были и крупные, имевшие до 60 пушек, которые включались в боевую линию и носили название линейных фрегатов. Вот несколько характерных кораблей данного типа. Французский фрегат “Флора” (рис. 9.5), построенный в 1780 году, имел наибольшую длину?
47 м, по килю? 38 м, максимальную ширину? 11,6 м, осадку? 5 м, вооружение? 30 9-фунтовых орудия, экипаж?около 300 человек. Американский фрегат “Конститьюшн” (рис. 9.6), построеный в Бостоне в 1797 году, был предназначен для защиты американских судоходных путей от пиратов в Карибском и Средиземном морях. Длина его 62,2 м, ширина 13,6 м, высота борта 6,85 м. Вооружение доходило до 55 пушек, двадцать восемь из которых 24-фунтовые, а десять 12-фунтовые. Экипаж? 400 человек. Фрегат находился на плаву 150 лет, его неоднократно реставрировали, а с 1947 года он на вечной стоянке в Бостоне как судно-памятник.

Интересна история развития фрегатов. Первоначально, в
XIII?-XVI веках, фрегат (парусно-гребное судно при галерах) имел 4?5 пар весел, косой парус. В дальних походах буксировался флагманской галерой. Фрегатом также назывался наиболее крупный парусно-гребной корабль шхерного флота, кроме парусов он имел 12…18 пар весел, на вооружении у него было до 38 пушек. Пройдя ряд изменений, фрегаты как класс судов возродились и в современных военно-морских флотах разных стран (название было дано во время второй мировой войны). Ныне своей боевой задачей они имеют поиск и уничтожение подводных лодок противника, противолодочную и противоракетную оборону кораблей и транспортов при действиях в составе поисковых групп и сил охранения.

Корветы XVII-?XVIII веков? корабли водоизмещением 460 т и более; они имели такое же, как фрегаты, прямое парусное вооружение и 18?30 орудий на верхней палубе и использовались главным образом
для разведывательной и посыльной службы (рис. 9.7,а). Корвет “Астроляб” (Франция, 1811 г.) имел длину 101,04 фута (30,08 м), ширину по палубе 28,54 фута (8,7 м), осадку 11,97 фута (3,65 м), водоизмещение 380 т.

Бриги были существенно меньших размеров, чем фрегаты, их водоизмещение? 200?400 т, длина? до 32 м, ширина? 8…9 м, прямое вооружение на двух мачтах, на второй грот-мачте помимо прямых парусов ставился еще один косой. Экипаж? до 120 человек, артиллерийское вооружение? до 24 пушек. Они появились в XVIII веке и использовались не только как крейсерские, дозорные, но и как посыльные (рис. 9.7,б).

Общая площадь парусов, поднимаемых на 120-пушечном линейном корабле, доходила до 3140 м2, на фрегатах? 2500 м2, на бригах?760 м2, что на одну тонну водоизмещения давало соответственно 0,65;
1,0; 1,9 м2. Удельная парусная вооруженность определяла и скоростные качества кораблей. Бриги и фрегаты, скорость которых достигала 10 узлов, а масса парусов? 4 т, были более быстроходными, чем линейные корабли. Стремление ограничить разнообразие военного флота, внедрить проверенные конструкции кораблей привело к тому, что во всех флотах мира установилась практика составления корабельных штатов (упоминавшиеся выше табели о рангах). Наиболее полно были разработаны и неоднократно обновлялись штаты в Англии и Франции, а затем и в России. Они определяли иерархию боевых кораблей, а также основные характеристики и спецификационные требования к постройке. Представление о таких штатах начала XVIII столетия дает табл. 9.1, заимствованная из работы Р.М. Мельникова). Сведенья относятся к вооружению и комплектации английских кораблей по адмиралтейским правилам 1709?-1727 годов. Военный парусный флот сохранился до первой половины XIX века. Последней войной, в которой парусники принимали участие как главная вооруженная сила воюющих сторон, была Крымская. Она же и показала, что долгий век парусных военных кораблей закончился.

Корабли Жана Коломба


Не зевай, историк, сочиняй книгу,
наблюдай вращенье Земли.
Каждому столетью, году, дню, мигу,
сколько надлежит, удели.
Ветер поднимается, звезда меркнет.
Цезарь спит и стонет во сне.
Завтра будет ясно, кто кого свергнет,
а меня убьют на войне...
Михаил Щербаков Ad Levconoen


Исследуя устройство парусных кораблей XV века на примере фламандской каракки с гравюры Мастера W с ключом, мы не должны ограничивать себя лишь этим изображением.

Отличной иллюстрацией к нашим заметкам послужат миниатюры из французского манускрипта 5594, хранящегося в Национальной библиотеке Франции. Мало того, что разглядывать их уже само по себе большое наслаждение, но эти миниатюры еще и очень информативны для любителей истории флота XV века.

История этого манускрипта такова. После падения Константинополя в 1453 году папа Римский вынашивал идею нового крестового похода с целью освобождения Святой земли. Этот проект так и не был осуществлен, но его подготовка возродила интерес к истории былых Крестовых походов. Правитель Шампани и советник короля Людовика XI Луи де Лаваль в 1472 году заказал своему капеллану Себастьяну Мамеро (Sébastien Mamerot ) хронику Крестовых походов. Для изготовления иллюстраций к этой хронике Мамеро пригласил известного миниатюриста Жана Коломба. В результате их совместной работы в 1474 году появилась знаменитая хроника "Походы французов за море против турок и иных заморских сарацин и мавров" (Passages faiz oultre mer par les François contre les Turcqs et autres Sarrazins et Mores oultre marins ). Так как походы были «заморским», на миниатюрах к хронике изображено много кораблей. Сейчас, естественно, нас будут интересовать лишь некоторые из этих изображений, связанные с нашим основным объектом изучения – фламандской караккой.

Жана Коломба нельзя считать специалистом в морском деле. Ему не хватало знания технических деталей устройства кораблей, поэтому не всегда соблюдены масштабы, на изображениях появляются элементы такелажа, не имеющие смысла и так далее. Практически на всех миниатюрах изображен один тип корабля, который схематически можно представить следующим образом:


На некоторых иллюстрациях показан целый флот из таких кораблей, на которых размещены большие группы вооруженных людей в защитных доспехах.


Видимо, не будет ошибкой считать их военными транспортами, одим из видов «круглых кораблей» XV, да пожалуй и XIV века. Их основные характерные признаки – небольшая длина, сильная продольная седловатость палубы, длинная носовая платформа, заканчивающаяся заостренным концом, массивные внешние брусья на кормовой части корабельного борта. На корме имеется надстройка с четырьмя вытянутыми в продольном направлении проемами, бойницами или портами. Странно выглядит ступенчатый руль, Но, возможно, художник просто не отделяет на своем изображении руль от ахтерштевня.

На самом носу расположен некий гаджет непонятного назначения, напоминающий гарпун, которым пользуются рыбаки или багор с крючком на конце. Мы можем видеть этот предмет на многих изображениях той эпохи. Вот еще один пример:

Впрочем, нечто подобное мы можем рассмотреть и на гравюре Мастера WA

На небольшом расстоянии от этого гаджета подвешен, по-видимому, верповочный якорь, который завозили на шлюпке вперед по курсу корабля и затем подтягивались к нему с помощью шпиля. Этот маневр был крайне важен при действиях в прибрежной зоне, при швартовке к берегу и заходах в устья рек, так как парусное вооружение кораблей еще не было достаточно развито и не позволяло осуществлять подобные маневры.

Более подробно носовую часть фламандской каракки изучим в следующий раз.

Кратко о статье: Парусные корабли использовались для торговли и пиратства, с их помощью совершались великие географические открытия, их эскадрильи участвовали в масштабных морских сражениях. Как выглядели парусники, чем они были вооружены, какова была численность команды и каких правил стоило придерживаться при морских сражениях - в материале нашего постоянного автора Игоря Края.

Пушки и паруса

Парусные корабли нового времени

И вот в глухую полночь, звездную, но безлунную, величественный фрегат, бывший некогда гордостью верфей Кадиса, бесшумно поднял якорь и, ловя парусами попутный бриз, используя отлив, повернул в открытое море.

Рафаэль Сабатини, «Хроника капитана Блада»

Крутобокие, увенчанные белыми шапками парусов каравеллы, рассекающие лазурные волны южных морей, навсегда останутся символом романтики дальних странствий и эпохи великих географических открытий. Но что же на самом деле знаем мы о появлении, развитии и тактике боевого использования парусных судов?

Круглые корабли

Боевые корабли, представлявшие собой развитие идеи «длинного корабля », - ладьи - господствовали на морях в течение 3000 лет. Но все это время параллельно с ними существовала и развивалась и другая разновидность судов. Для перевозки товаров еще в середине 2 тысячелетия до нашей эры финикийцы стали строить специальные «круглые » транспортники.

Ветер странствий раздувает паруса.

«Круглыми» торговые корабли именовались из-за чрезвычайно широкого корпуса. Если у ладей и галер ширина относилась к длине как 1:6 или даже 1:9, то у торговых судов это отношение достигало 1:3. Широкий корпус в сочетании с высоким бортом обеспечивал кораблю вместимость, а главное, живучесть. В шторм неуклюжее судно с единственным прямым парусом становилось совершенно неуправляемым, но удерживать его носом на волну и не требовалось. Даже повернувшись бортом к ветру, такой корабль не опрокидывался и не заливался волнами.

Уже в 15 веке до нашей эры из Финикии в Египет ходили круглые корабли, имевшие палубу, водоизмещение 300 тонн и длину 30 метров. На каждый борт приходилось по 15 весел, необходимых для маневрирования и перемещения в отсутствие попутного ветра. А такая необходимость возникала часто. Примитивное парусное вооружение позволяло круглому кораблю двигаться лишь под очень небольшим углом к ветру.

Большинство круглых парусников греко-финикийской эпохи, впрочем, не имели палубы и были значительно меньше - всего 10-16 метров длины и 10-50 тонн водоизмещения. В открытом море их борта наращивались высоким кожаным фальшбортом. Такими же оказались и круглые корабли народов северной Европы, появившиеся 2000 лет спустя, уже в 5 веке новой эры. Первыми в дальние странствия начали пускаться ирландцы. Уже в 8 веке они открыли Исландию и, вполне вероятно, задолго до викингов достигли берегов Америки.

Рождение легенды

Мореходство всегда играло для жителей Европы намного большую роль, чем для азиатов. С другой стороны, если европейцам приходилось плавать преимущественно в небольших внутренних морях, то индийским и китайским мореходам из рек пришлось выйти сразу на бурные просторы океанов. Поэтому первые пригодные для дальних походов суда были построены все-таки в Азии.

На Средиземном море торговые корабли, способные ходить при боковом ветре, появились в римское время. Зерно и даже песок для стадионов из Александрии в Рим перевозили 4000-тонные многомачтовые гиганты.

После заката Рима просторы Средиземного моря бороздили парусники водоизмещением до 300 тонн. Византийцы и венецианцы называли свои корабли нефами , а арабы - куркурами . Арабским названием, произнося его «каракка» , скоро стали пользоваться и европейцы. От римских кораблей нефы отличались заимствованными у арабов косыми парусами. Это нововведение дало возможность купцам более эффективно использовать боковой ветер.

В середине 15 века корабелы севера и юга Европы объединили свои достижения. От ганзейских коггов каравеллы Колумба унаследовали рулевую лопасть, киль и расположенные в два-три яруса прямые паруса, позволявшие хорошо улавливать попутный ветер. От средиземноморских же нефов корабли нового времени получили косые паруса, незаменимые при маневрах и боковом ветре.

В сумме эти новшества позволили повысить скорость парусников до 15-18 км/ч и дали им возможность двигаться даже под острым углом к ветру. С этого времени парусники обрели настоящую свободу маневра в открытом море. Галсами (зигзагом) судно могло идти и против ветра.

Первые боевые парусники

Боевой кнарр.

До начала 16 века парусные корабли рассматривались почти исключительно как транспортники. Даже нефы и когги слишком зависели от направления и силы ветра и не обладали необходимой для военного судна маневренностью.

С другой стороны, в непогоду парусное судно было куда безопаснее, чем сидящая почти вровень с водой галера. Парусники имели возможность брать на борт большие запасы воды и пищи и надолго уходить в море, имея на борту до 200 лучников. Наконец, 4-метровый борт давал 300-тонному транспортнику огромный оборонительный потенциал. Залезть на него с ладьи или галеры было очень непросто.

Боевой круглый корабль отличался от гражданского башнями на носу и корме (форкастлем и ахтеркастлем ) и громадным «вороньим гнездом » на мачте. С внешней стороны борта приколачивался закрытый балкон для гребцов - кринолин .

Морская артиллерия

К концу 15 века корабли водоизмещением 500-800 тонн перестали быть редкостью, и океанские плавания уже не пугали мореходов. Но военные все еще относились к парусникам с недоверием. В маневренности когги уступали гребным судам, а вооружением не превосходили их. Правда, с середины 15 века в борта кораблей стали вделываться небольшие казнозарядные бомбарды , а из бойниц башен на врага смотрели раструбы гаковниц ... Но много ли артиллерии можно было поставить на верхнюю палубу без риска опрокинуть судно?

Прорезать в бортах корабля порты , чтобы размещать пушки на нижних палубах, догадались в начале 16 века. Возможность брать на борт десятки мощных орудий, не слишком поднимая центр тяжести судна, дала парусным кораблям огромное преимущество. Эпоха галер кончилось.

Военный корабль 16-18 веков почти обязательно имел к названию приставку «пушечный»: 20-пушечный, 40-пушечный и т. п. «Стандартной» морской пушкой считалось 24-фунтовое (по весу чугунного ядра, 1 фунт равен 0,45 кг) орудие. Соответственно, 48-фунтовка оказывалась «двойной пушкой », а 12-фунтовка - «полупушкой ». Орудия калибром менее 12 фунтов на флоте классифицировались как фальконеты . Если галера имела не более 0,3 фунта огневой мощи на тонну водоизмещения, то парусный военный корабль мог нести 1 фунт на тонну и больше.

Фальконеты устанавливались на расположенных на высоких поворотных станках - тумбах , и предназначались для обстрела вражеской палубы картечью. Пушки же крупных калибров имели колесные лафеты, крепящиеся к борту цепями за вбитое ниже ствола кольцо.

Морская пушка.

Так как вырывающиеся из ствола раскаленные газы представляли большую опасность, перед выстрелом дульный срез должен был несколько выступать за пределы борта. Для заряжения же пушку надо было втянуть обратно, причем на достаточную глубину, чтобы между нею и бортом можно было развернуться с банником и шомполом . Иногда, впрочем, заряжающий спускался на веревке с верхней палубы и работал, стоя на узком карнизе, расположенном ниже портов на наружной поверхности борта.

После выстрела пушка отлетала на длину цепей и благодаря отдаче возвращалась в положение для заряжения. Выкатывать ее обратно в боевое положение приходилось вручную. Это был тяжкий труд, ведь весило орудие в 120-180 раз больше своего снаряда. Расчет же 12-фунтовой пушки составлял всего 3 человека, а 24-фунтовой - 4 человека. Только 96-фунтовки обслуживали по 10-12 матросов.

Один расчет приходился на 2 орудия. Фактически, корабль мог вести бой только одним бортом. Малая численность обслуживающего персонала обуславливала и половинную по сравнению с сухопутными пушками скорострельность пушек морских.

Точность стрельбы морских орудий оставалась удовлетворительной только до 300-400 метров. Картечь и предназначенные для разрушения такелажа «гирлянды» ядер были опасны на вдвое меньшей дистанции. Дальше всего - до 1500 метров - огонь мог вестись по крупным береговым целям.

Не всегда была достаточна и энергия ядер. Деревянная броня линейных кораблей, изготовленная из нескольких слоев перекрещивающихся балок мореного дуба, «держала» даже выпущенные в упор снаряды «двойных» пушек.

Численность экипажей

Боеспособность парусного корабля обеспечивал многочисленный экипаж. Только для заряжения орудий 40-пушечного фрегата требовалось минимум 70 человек. А ведь кому-то еще нужно было подавать боеприпасы из трюма, заделывать пробоины и работать на помпах.

С парусами крупного фрегата в хорошую погоду могли справиться всего 10-15 человек, но в бою обслуживать мачты должны были сотни матросов. Ведь скорость выполнения маневров зависела от того, насколько быстро экипаж способен убирать и разворачивать паруса. В общей же сложности, с учетом нескольких офицеров, для управления 40-пушечным фрегатом требовалось 150-200 человек.

Парусник мог вместить примерно одного человека на тонну водоизмещения. Конечно же, в таком случае в трюмах и надстройках становилось очень тесно, а людей в дальнем плавании приходилось обеспечивать водой и пищей. Но капитанов это не смущало. Отправляясь открывать новые земли, Христофор Колумб нанял экипажи максимальной численности. Как в 10, так и в 18 веке залогом живучести и безопасности корабля считалось «множество сильных матросов».

Абордаж

Появившиеся в 16 веке крупные парусники с мощным артиллерийским вооружением стали первыми кораблями, предназначенными специально для дистанционного боя. Если линкор или фрегат и шел «в рукопашную», то не иначе как расстреляв все снаряды, либо уже против выведенного из строя противника. Но перестрелка между небольшими военными, а тем более торговыми судами обычно оказывалась нерезультативной. Ведь пушек они имели меньше, а сами представляли небольшую и подвижную цель.

Морской бой.

Особенностью абордажа в 16-19 веках стало то, что парусные корабли не предоставляли никаких удобств для такого вида боя. Если во времена гребного флота моряки переходили на борт плоской, как камбала, галеры по широкому абордажному трапу, то теперь им предстояло штурмовать высокий, заваленный внутрь борт. Палубы даже стоящих впритык судов не соприкасались, и, к тому же, доступ к ним затрудняли противоабордажные сети . При столь сложных условиях абордаж приобретал смысл только в случае подавляющего численного перевеса.

Огонь мушкетеров, конечно, мог играть роль, в первую очередь, в бою между небольшими кораблями, но при случае залпами обменивались и линкоры. В частности, пулей в морском бою был сражен знаменитый адмирал Горацио Нельсон .

Корабли пиратские и торговые

Всякое уважающее себя судно 16-18 веков несло какое-то вооружение для защиты от пиратов. Испанские и португальские галеоны (нао, нефы), как правило, ограничивались лишь несколькими небольшими пушками на верхней палубе. Но английские и голландские корабли, заполнившие океаны в 17 веке, вооружались куда основательнее.

Орудия на них располагались точно так же, как и на кораблях военных, - в портах на нижней палубе. Хотя несли их гражданские суда в 3-5 раз меньше. Океанский транспорт массой 800 тонн мог располагать дюжиной 12-фунтовых «полупушек» по бортам и фальконетами на носу, корме и надстройках.

Сэр Фрэнсис Дрейк.

Но пиратам и не нужно было много пушек. Ведь топить или сжигать «купца» они не намеревались. При атаке на торговый корабль стрельба если и велась, то по парусам, чтобы не дать ему спастись бегством. В свою очередь, «купец» старался попасть по парусам «пирата».

Если же пиратскому кораблю удавалось настичь свою жертву, он пускал в ход свое главное оружие - головорезов на палубе. Успех абордажной тактики обеспечивал в несколько раз более многочисленный, чем это было принято на торговых кораблях, экипаж.

Тактика морского боя

Тактика эскадренного боя в эпоху гребного флота во многом напоминала сухопутные сражения. Прикрывая борта друг друга, галеры выстраивались широким фронтом глубиной 2-4 ряда и стремились прорвать вражеский боевой порядок или охватить его с флангов.

Парусный корабль 18 века также сражался в строю, ибо, как и галера средневековья, он менее всего стремился оказаться в одиночку против двух противников, атакующих с разных сторон. Но теперь в прикрытии нуждались не вооруженные пушками борта, а уязвимые нос и корма корабля. На корме находились капитанский мостик и рулевые механизмы, а на носу - необходимая для маневрирования наклонная мачта, бушприт .

Боевым порядком эпохи парусного флота стала кильватерная колонна, в которой каждый корабль прикрывал впереди идущего от обхода сзади. Но если фалангу пехоты можно было охватить с флангов, то эскадра опасалась обхода с головы и хвоста колонны. Тяжелыми последствиями грозил также и прорыв вражеских кораблей сквозь строй. Когда «хвост» оказывался «обрублен», «голова» эскадры уже не могла развернуться ему на помощь. Возвращающиеся корабли вынуждены были бы идти галсами против ветра, что делало их очень уязвимыми для вражеского огня.

Жизнь хороша!

На гобелене из Байе Вильгельм Завоеватель вез лошадей - основу мощи своей кавалерии на обычных боевых ладьях (читаем - драккар), хотя и греки и римляне задолго до него лошадей возили на торговых кораблях. Возможно, что тут ткачихи королевы Матильды допустили неточность, а может быть у него просто не было торговых кораблей в достаточном количестве. В принципе, у норманнов были кнорры (торговый корабль), на которых можно было везти лошадей с бОльшим удобством, но на гобелене их нет. Еще одной причиной перевозки лошадей на драккарах может быть нежелание Вильгельма снижать скорость передвижения флота - все-таки толстопузому кнорру за драккаром не угнаться.
Тем не менее, вскоре после Вильгельма предпринимаются попытки создать более крупные, чем драккар корабли. Напомню, что драккар по сути не был боевым кораблем, предназначенным для морских сражений, это, скорее, было средство доставки воинов к месту битвы. Это мнение подтверждается еще и тем, что самое крупное сражение флотов из драккаров (в бухте Хьерунга) закончилось.... на суше. Ну и при случае можно было пойти на абордаж, отчего бы и нет. И как раз-таки опыт перевозки лошадей через Ла-Манш заставляет корабелов искать пути увеличения грузоподъемности и вместительности кораблей.
Подобные попытки предпринимались и раньше, но отсутствие кавалерии позволяло обойтись и небольшими (средний драккар в длину не превышал 20-25 метров) кораблями. Сначала предпринимаются увеличить корабль "во все стороны", как это сделал Олаф Трюгвассон, построив 68 (!) весельный "Великий Змей". Но оказывается, что деревянный корабль длиннее 30-35 метров (в лучшем случае - 40, хотя самый большой найденный драккар имел длину 30 метров), при тех технологиях строительства, что были у северян, оказываются неспособны пережить шторма Северного моря и Атлантического океана. Чрезмерная длина и отсутствие достаточно прочного набора не обеспечивают достаточной прочности. Тут хочется с радостью отметить, что педивикия и некоторые реконструкторы упоминают фантастическую длину драккаров в 60 метров. В свое время я уже бухтел о "супер джонках", так же упоминающихся в педивикии и сейчас с готовностью заявляю - 60 метровый драккар это из области 8-ми пудовых одноручных мечей.

И корабли начинают расти вверх и вширь. Так, драккары имели отношение ширины (по миделю) к высоте от киля до планшира составляет примерно 1:3, драккар имеет очень небольшую осадку, а боевые корабли 12-13 веков имеют отношение ширины к высоте уже 2, а иногда и 1,5. У военных кораблей появляются площадки для лучников на носу и корме, постепенно из простых настилов, огражденных жердями, они становятся частью корпуса.
Торговые корабли тоже меняются - становясь все шире и постепенно превращаются в роундшипы (на материке аналогичные корабли зовутся коггами, что тоже означает "круглый", но они имеют принципиальные отличия от роундшипов).

Английский роундшип.
Именно на них появляется очень важное нововведение - навесной руль.

Первое судно с навесным рулем, 1180 год.
До того для управления кораблем использовалось рулевое весло (одно, два или даже несколько, как это было у египтян). Эффективность навесного руля с румпелем оказалась настолько велика, что он очень быстро завоевывает популярность и прочно занимает место на ахтерштевнях не только северных, но и средиземноморских кораблей.
Один только навесной руль дает толчок к увеличению размеров кораблей. Увеличение осадки и, соответственно, устойчивости к боковому сносу дает кораблям возможность ходить круче к ветру, увеличивая значимость парусов. "Пузатость" торговых кораблей растет, можно сказать, не по дням, а по часам, к 12 веку достигая соотношения длины к ширине 2.5 и даже 2.2 к 1, что делает их не слишком быстрыми, зато чрезвычайно вместительными.
На материке торговцы заметно отличаются от английских роундшипов - у когга (как уже говорилось, тоже считающегося круглым кораблем) прямой киль, прямые штевни, как форштевень, так и ахтерштевень. Это нехитрое усовершенствование сделало когг более технологичным и дешевым в постройке по сравнению с роундшипом. В 13 веке когги уже вовсю щеголяли навесными рулями, позаимствованными у роундшипов, росли и обзаводились дополнительными мачтами.
Использовались когги и как военные корабли.

Примеры французского и английского военных кораблей 13-14 веков.



Значение парусов постоянно увеличивается - корабли обзаводятся дополнительными мачтами, на мачте появляется уже не один, а два паруса, что облегчает управление ими.
В случае с английским кораблем нужно отметить влияние средиземноморского судостроения - на бизань-мачте косой парус, характерный для средиземного моря.
Весла на военных кораблях сохраняются, но играют лишь вспомогательную роль.
Когг так же стремительно эволюционирует. Новым толчком его развития служит появление бомбард, ставших его основным оружием.
Когг вырастает до весьма значительных размеров - 500-600 тонн водоизмещения и вооружается значительным количеством огнестрела - самые крупные когги несут по два десятка орудий.

Ганзейский когг 15-16 века.
На средиземном море в это время в качестве боевых кораблей царствовали галеры, что позволило торговым кораблям специализироваться (в отличие от североевропейских, у которых было много общего с военными). И средиземноморье породило неф и каравеллу. Неф - это чрезвычайно вместительный торговый корабль, быстро выросший в размерах и к концу 15 века достигший водоизмещения в 500 тонн.


Несмотря на кажущуюся неуклюжесть, неф не был неуклюжим и тихоходным - площадь парусов нефа чуть ли не в десять раз больше площади парусов драккара, а использование косых парусов и глубокая осадка позволяли нефу идти очень круто к ветру и делали его весьма маневренным. При крепком ветре даже галере пришлось бы потрудиться, чтобы угнаться за этим толстяком.
Дальнейшей эволюцией нефа стала каракка.


Размеры этих кораблей были поистине чудовищны, если сравнить с роундшипами, чьей отдаленной родней они и являются. Самые крупные каракки достигали водоизмещения в 1000 и более тонн, но это было позже и было это скорее исключением, чем правилом. Одним из таких исключений была Мери Роуз.

Самой известной караккой является "Санта-Мария" Колумба, которую постоянно обзывают каравеллой.

Одна из реконструкций Санта-Марии. Обратите внимание - фок и грот мачты несут прямое парусное вооружение, характерное для каракки.

Крупная карвелла, Португалия, 16 век. Разница с караккой заметна невооруженным взглядом - парусное вооружение Санта-Марии - это паруса каракки.
С чего, собственно, начиналась каравелла?
Изначально это небольшое торговое судно с двумя мачтами, несущими латинские паруса. Со временем латинский парус на фок-мачте заменили прямым, но на грот-мачте остался латинский парус. Увеличение количества мачт ничего не поменяло - только фок-мачта несла прямые паруса, а остальные мачты - латинские. Это справедливо и для трехмачтовых и для четырехмачтовых каравелл. Еще одной отличительной особенностью каравелл был возврат к обшивке встык, что снижало сопротивление корпуса и обеспечивало бОльшую скорость каравеллы при прочих равных. Собственно, после появления каравелл к гладкой обшивке постепенно переходят кораблестроители всей Европы.

Небольшая каравелла, возможно именно так выглядела "Пинта" или "Нинья".

В начале XV в. одним из самых больших судов грузового назначения являлась каракка. Она отличалась высоким баком, наличием нескольких продольных креплений, а на квартердеке располагались две или более палубы. По сравнению с современными ей судами грузоподъемность каракки поистине впечатляла: самые большие из них могли вмещать до 2 000 тонн. При этом судно было хорошо вооружено: на борту обычно находилось от 30 до 40 пушек. На корабле имелись три мачты: в середине устанавливалась грот-мачта с большим реем, на котором закреплялся прямой парус, на корме - бизань-мачта, снабженная латинским парусом, на носу - фок-мачта с прямым парусом, а на баке - бушприт.

Достоинства средневековой галеры

В эту эпоху четкой дифференциации между торговыми и военными кораблями не существовало: на протяжении столетий исключительно военным судном считалась только гребная галера. Например, венецианская галера имела следующие размеры: ширина - 5 м, длина - 40-50 м, расстояние от палубы до киля - приблизительно 1,8 м. С каждого бока галеры находились 26-30 банок, которые устанавливались под определенным углом к борту. На банке могли разместиться 3 гребца, у каждого из которых было свое весло. Как правило, на галере делали две мачты: фок-мачту на носу корабля и грот-мачту, располагавшуюся на расстоянии трети длины судна, начиная от носа. На обеих мачтах закреплялись латинские паруса.


Средневековая галера

Корабли - прямые наследники галеры

Преемниками галеры стали быстроходная фуста, по каждому боту которой находилось 18-22 банки для гребцов, галиота (14-20 банок), бригантина (8-12 банок), легкий фрегат саета - прямой предшественник трехмачтового торгового корабля, отличавшийся наличием латинских парусов на бизань- и грот-мачте и прямого паруса на фок-мачте, и всем известный фрегат (6-20 банок).


Галеас

Галеасы выделялись еще большей длиной, чем галеры: они могли достигать 70 м. К их особенностям можно отнести наличие трех мачт и 32 банок по каждому из бортов, находившихся под палубой. Верхняя часть палубы была отведена под .

Строительство судов в XVI в.

К середине XVI в. большой парусник, имеющий 3 либо 4 мачты, теперь называется просто судном. В этом классе одним из самых знаменитых являлся корабль Генриха VIII под названием «Генри Грейс е"Дью». Данное судно имело грузоподъемность около 1 000 тонн, а его обшивка была сделана еще внакрой. На корабле свободно могло разместиться 900 человек экипажа, которые обслуживали 195 орудий. Его особенностью являлись четыре мачты, снабженные стеньгами, на кормовой мачте имелась только одна стеньга.


"Генри Грейс е"Дью"

В Северной Европе в XVI в. возник пинас - новый тип корабля, немного напоминавший галеас. Его водоизмещение колебалось от 150 до 800 т, судно было трехмачтовым, однако лишь грот-мачта была снабжена марселем. К этому же классу можно отнести и галион - португальский военный корабль. Позднее именно из галионов комплектовался английский и испанский флот. Корабль отличался довольно острым корпусом, причем его длина по килю была в три раза больше его ширины. Впервые на судне такой модели орудия были установлены не только над, но и под основной палубой и вели огонь через порты. Длинный корпус и невысокие надстройки обеспечивали галиону большую скорость и возможность ходить под большим углом к ветру, чем «круглым» кораблям.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Маршрут по латинскому кварталу в париже Где находится Латинский квартал в Париже
Слухи о банкротстве туроператора
Где лучше: Бока-Чика или Пунта-Кана — курорты Доминиканы Омывается морем или океаном