Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Стометровая стапель-палуба затонула в бухте Диомид во Владивостоке. Видеорепортаж Сергея Станчика. Стапельная сборка корпуса судна Смотреть что такое "Стапель-палуба" в других словарях


Владельцы патента RU 2616770:

Изобретение относится к способам подъема судов из воды и может быть использовано для подъема судна на горизонтальную стапель-палубу.

Известен способ спуска и подъема судна из воды на горизонтальную стапель-палубу с помощью косяковых тележек (Судоподъемные сооружения. [Текст] / В.И. Григорьев и др. - Л.: Судостроение, 1978. - 272 с: ил., стр. 161-164), при котором судно наводят на судоподъемное оборудование, в качестве которого используют спущенную по рельсовым наклонным путям слипа ниже уровня акватории косяковую тележку, с установленным на нем судовозным оборудованием, в качестве которого используют рельсовую тележку, после чего судоподъемное оборудование с установленным на нем судовозным оборудованием, на котором установлено судно, поднимают с помощью лебедок по рельсовым наклонным путям слипа, после чего с помощью судовозного оборудования судно перемещают на горизонтальную стапель-палубу.

Этот способ наиболее близок к заявляемому техническому решению, поэтому принят в качестве прототипа.

Недостатком прототипа является необходимость использования специально построенного судоподъемного устройства с рельсовыми наклонными путями, включающими надводные и подводные участки.

Суть заявляемого технического решения состоит в том, что в известном способе, при котором судно наводят на судоподъемное оборудование с установленным на нем судовозным оборудованием, после чего с помощью судовозного оборудования судно перемещают на горизонтальную стапель-палубу, в качестве судовозного оборудования используют пневматические ролик-мешки, а в качестве судоподъемного оборудования используют баржу необходимых габаритов, которую перед выполнением наводки судна на судоподъемное оборудование швартуют носом к причалу, а корму притапливают до установки кормы баржи на грунт, а после наводки судна на судоподъемное оборудование баржу балластируют на ровный киль, после чего баржу с установленным на нем судовозным оборудованием, на котором установлено судно, транспортируют к причалу горизонтальной стапель-палубы.

Сравнительный анализ заявляемого технического решения с прототипом показал, что заявляемое техническое решение обладает признаками, не совпадающими с прототипом, а именно в качестве судовозного оборудования используют пневматические ролик-мешки, а в качестве судоподъемного оборудования используют баржу необходимых габаритов, которую перед выполнением наводки судна на судоподъемное оборудование швартуют носом к причалу, а корму притапливают до установки кормы баржи на грунт, а после наводки судна на судоподъемное оборудование баржу балластируют на ровный киль, после чего баржу с установленным на нем судовозным оборудованием, на котором установлено судно, транспортируют к причалу горизонтальной стапель-палубы.

Сравнительный анализ заявляемого технического решения с другими показал, что пневматические ролик-мешки широко применяются в технике судоподъема, например, для подъема судна на необорудованный берег. Также широко известно применение баржи, притапливаемой для приема на ее палубу груза. Однако только совместное применение в качестве судовозного оборудования пневматических ролик-мешков, а в качестве судоподъемного оборудования - баржи необходимых габаритов, которую перед выполнением наводки судна на судоподъемное оборудование швартуют носом к причалу, а корму притапливают до установки кормы баржи на грунт, а после наводки судна на судоподъемное оборудование баржу балластируют на ровный киль, после чего баржу с установленным на нем судовозным оборудованием, на котором установлено судно, транспортируют к причалу горизонтальной стапель-палубы позволяет выполнить подъем судна на горизонтальную стапель-палубу без постройки дополнительного судоподъемного устройства с рельсовыми наклонными путями, включающими надводные и подводные участки.

Применение пневматических ролик-мешков в качестве судовозного оборудования позволяет избавиться от необходимости использования рельсовых путей для перемещения судна. Применение в качестве судоподъемного оборудования баржи необходимых габаритов позволяет выполнять подъем судов различного водоизмещения, не используя дополнительно построенное судоподъемное устройство с рельсовыми наклонными путями, включающими надводные и подводные участки. Швартовка баржи носом к причалу и притапливание баржи до установки кормы баржи на грунт позволяет использовать палубу баржи как надежную и устойчивую наклонную поверхность для наводки на нее судна. Балластировка баржи на ровный киль после наводки на нее судна позволяет транспортировать баржу с установленным на ней судном к причалу горизонтальной стапель-палубы. Транспортирование баржи к причалу стапель-палубы дает возможность переместить с помощью пневматических ролик-мешков на горизонтальную стапель-палубу установленное на нем судно.

На фиг. 1 изображена баржа, притопленная до установки кормы баржи на грунт, и судно с установленными под его днищем пневматическими ролик-мешками в сдутом состоянии.

На фиг. 2 изображена баржа и судно, частично наведенное носовой оконечностью на палубу баржи с помощью пневматических ролик-мешков.

На фиг. 3 изображена баржа и судно, полностью наведенное на палубу баржи с помощью пневматических ролик-мешков.

На фиг. 4 изображена баржа, отбалластированная на ровный киль, пристыкованная к причалу горизонтальной стапель-палубы, и судно, перемещающееся на горизонтальную стапель-палубу с помощью пневматических ролик-мешков.

Способ осуществляется следующим образом: производят раскрепление баржи 1 швартовым 2 к береговому кнехту таким образом, чтобы носовая часть днища баржи 1 лежала на грунте. Для притопления баржи 1 в ее кормовую часть принимают балласт. Кормовая часть днища баржи 1 ложится на грунт, а палуба баржи 1 образует наклонную поверхность. Судно 3 подводят к наклонной поверхности, образованной палубой баржи 1, закрепляют один из концов троса 4 к носу судна 3, а другой конец троса заводят в лебедку 5. Под днище судна 3 заводят пневматические ролик-мешки 6, находящиеся в сдутом состоянии, и раскрепляют с помощью ремней 7 к верхней палубе судна 3. Подтягивая судно 3 тросом 4 и последовательно надувая пневматические ролик-мешки 6, полностью заводят судно 3 на наклонную плоскость палубы баржи 1. После подъема судна 3 с надутыми пневматическими ролик-мешками 6 на наклонную плоскость палубы баржи 1 осуществляют продувку кормы баржи 1 для балластировки ее на ровный киль. Транспортируют баржу 1 с находящимся на ней судном 3 к горизонтальной стапель-палубе 8, оборудованной причалом 9, подводной опорой 10 и швартовным оборудованием 11. Производят постановку баржи 1 на подводные опоры 10 и опоры, установленные на причале 9. Закрепляют трос от лебедки швартовного оборудования 11 на носу судна 3. С помощью швартовного оборудования 11 вытягивают судно 3 на горизонтальную стапель-палубу 8, используя пневматические ролик-мешки 6.

Таким образом, заявляемый способ подъема судна позволяет выполнить подъем судна на горизонтальную стапель-палубу без постройки дополнительного судоподъемного устройства с рельсовыми наклонными путями, включающими надводные и подводные участки

Способ подъема судна на горизонтальную стапель-палубу, при котором судно наводят на судоподъемное оборудование с установленным на нем судовозным оборудованием, после чего с помощью судовозного оборудования судно перемещают на горизонтальную стапель-палубу, отличающийся тем, что в качестве судовозного оборудования используют пневматические ролик-мешки, а в качестве судоподъемного оборудования используют баржу необходимых габаритов, которую перед выполнением наводки судна на судоподъемное оборудование швартуют носом к причалу, а корму притапливают до установки кормы баржи на грунт, а после наводки судна на судоподъемное оборудование баржу балластируют на ровный киль, после чего баржу с установленным на ней судовозным оборудованием, на котором установлено судно, транспортируют к причалу горизонтальной стапель-палубы.

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидротехническому строительству, а именно к судоподъемным cооружениям для маломерных судов в условиях открытого побережья. Судоподъемное cооружение включает судовозную тележку, сборные железобетонные плиты, судовозный путь с наклонной и горизонтальной площадками и снабжено металлической эстакадой для размещения и перемещения по ней сборных железобетонных плит в процессе строительства сооружения.

Изобретение относится к области судостроения и судоремонта и касается способа подъема судов из воды. Предложен способ подъема судна на горизонтальную стапель-палубу, при котором судно наводят на судоподъемное оборудование с установленным на нем судовозным оборудованием, после чего с помощью судовозного оборудования судно перемещают на горизонтальную стапель-палубу, при этом в качестве судовозного оборудования используют пневматические ролик-мешки, а в качестве судоподъемного оборудования используют баржу необходимых габаритов, которую перед выполнением наводки судна на судоподъемное оборудование швартуют носом к причалу, а корму притапливают до установки кормы баржи на грунт, после наводки судна на судоподъемное оборудование баржу балластируют на ровный киль, после чего баржу с установленным на ней судовозным оборудованием, на котором установлено судно, транспортируют к причалу горизонтальной стапель-палубы. Заявляемый способ подъема судна упрощает подъем судна на горизонтальную стапель-палубу, поскольку не требует постройки дополнительного судоподъемного устройства с рельсовыми наклонными путями, включающими надводные и подводные участки. 4 ил.

(возможность изготовления блоков и секций «под крышей» позволяет повысить качество их сборки и сократить время изготовления). Одновременно со сборкой корпуса его насыщают крупногабаритным оборудованием. Процесс постройки судна на стапеле завершается его спуском .

Итак, стапель по определению - это построечно-спусковое сооружение, представляющее собой наклонную плоскость, на которой производится постройка судна. Спуск судна на воду осуществляется под действием его собственной массы, для чего наклонный стапель оборудуется спусковыми дорожками, по которым на салазках скользит построенное судно. Для обеспечения скольжения на спусковые дорожки наносится слой специальной спусковой насалки или салазок, которые имеют на соприкасающихся плоскостях покрытие из антифрикционных материалов (пластмасс). Различают наклонные стапели - продольные и поперечные, стапель-палубы, а также другие виды стапелей.

Наклонный стапель, как и стапельное место любого другого типа, снабжают подъёмно-транспортным оборудованием (портальными , башенными или козловыми подъёмными кранами), а также инженерными сетями для подачи электроэнергии, сжатого воздуха, газов, пара, воды. Недостатками наклонного стапеля являются: неуправляемый и неконтролируемый спуск судов, значительные усилия, действующие при спуске на корпус судна и спусковое устройство, невозможность нормального спуска судна при некоторых обстоятельствах (выдавливание насалки), необходимость постройки судов в наклонном положении (только для продольных наклонных стапелей), сложность перекрытия эллингами .

Поперечный стапель

Поперечный стапель обеспечивает спуск судна в направлении, перпендикулярном к диаметральной плоскости (боковой спуск). Судно строится в горизонтальном положении, что достигается разновысотностью опорного устройства по разным бортам. Уклон поперечного наклонного стапеля от 1:5 до 1:12. Число спусковых дорожек 2-20. Поперечный наклонный стапель не имеет осушаемой части. Его порог может быть под водой, у уреза воды и над водой.

На поперечном стапеле имеются наклонные спусковые полозья, находящиеся в одной плоскости и параллельные друг другу. В большинстве поперечных стапелях используют слипы.

Слипом (на рис) называют сооружение, состоящее из наклонной плоскости и горизонтальной площадки со стапельными местами. Суда строят и ремонтируют на горизонтальной площадке, а спуск (а также подъем судна на ремонт) производят по наклонной плоскости. На наклонной плоскости слипа уложены рельсовые пути 8, на каждом из которых установлена одна косяковая тележка 1, перемещаемая вверх и вниз тросом тяговой электролебедки 2.

1 - косяковая тележка, 2 - тяговая электролебедка, 3 - подъёмный кран, 4 - стапельные тележки, 5 - электрошпиль, 6, 11 - продольные и поперечные рельсовые пути, 7 - причальная бочка, 8 - рельсовый путь наклонной части, 9 - центральный пульт, 10 - электрораздаточные колонки

На горизонтальной площадке стапеля уложены продольные (откатные) 6 и поперечные (стапельные) 11 рельсовые пути, по которым на стапельных тележках 4 перемещают установленные суда. Управление перемещением косяковых и стапельных тележек осуществляют с центрального поста (пульта) 9, смонтированного на специальной вышке. Перед спуском судно перемещают на стапельных тележках по поперечным рельсовым путям до их пересечения с продольными путями. При помощи гидравлических домкратов стапельные тележки поднимают вместе с судном и разворачивают их рамы, устанавливая колёса на продольные рельсовые пути слипа. По этим путям судно перемещают к наклонной части слипа. Под судно заводят косяковые тележки и опускают его на них гидродомкратами стапельных тележек. Затем тяговыми лебёдками спускают судно в воду, после чего буксиром отводят судно к достроечной стенке, а косяковые тележки поднимают на наклонную плоскость слипа. Число спусковых тележек бывает пять-шесть и более; при строительстве крупных судов количество спусковых тележек доводят до 20. Поперечные стапели слипа обслуживают обычно башенными, портальными и железнодорожными кранами грузоподъёмностью до 25 т, используемыми при постройке и ремонте речных и морских судов длиной до 80-100 м.

Продольный стапель

Продольный стапель обеспечивает спуск судна в направлении его диаметральной плоскости. При этом основная плоскость строящегося на наклонном стапеле судна параллельна плоскости стапеля, которая имеет постоянный уклон в сторону акватории верфи от 1:12 до 1:24 (обычно 1:21-7-1:24). На некоторых продольных наклонных стапелях имеется переменный уклон, прогрессивно возрастающий в сторону акватории. Число спусковых дорожек 2-4. Спусковые дорожки продольного наклонного стапеля имеют надводные и подводные части, называемые фундаментами. Их подводное окончание называется порогом стапеля. Подводная часть спусковых дорожек может осушаться, для чего наклонный стапель в нижней части должен быть подобен сухому доку и иметь днище, стенки и головную часть с затвором.

Стапель-палуба

Стапель-палуба - палуба плавучего дока , на которой набивается килевая дорожка при постановке корабля в док. По сути говоря стапель-палуба - есть одно из важных частей плавучего дока.

1 - кран; 2 - стапель-палуба; 3 - башня; 4 - надстройка; 5 - переходный мостик; 6 - консольная площадка (авандек); 7 - служебные и жилые помещения

Плавучий док - плавучее судоподъёмное сооружение, обладающее способностью манёвра по вертикали. Для приёма корабля док погружается, поэтому он устанавливается на соответствующих глубинах, в котлованах, защищенных от волнения и ветра. Длина дока может быть несколько меньше длины наибольшего из намеченных к докованию кораблей.

Плавучие доки (на рис) изготовляются обычно из железобетона, реже из стали и имеют грузоподъёмность до 100 000 т. Плавучесть дока обеспечивается его понтонной частью. Понтоны сверху покрыты стапель-палубой с килевой дорожкой, состоящей из кильблоков , и клетками , на которые устанавливаются корабли. Жёсткость конструкции и дополнительная плавучесть дока обеспечиваются наличием двух (редко одной) башен.

См. также

Напишите отзыв о статье "Стапель (судостроение)"

Литература

  • Александров В. Л. и др . Технология судостроения. - Профессия, 2003. - 342 с.
  • Морской энциклопедический словарь в двух томах, том 1. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
  • Стапель // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Стапель (судостроение)

– А может быть ты была тогда совсем не на Земле?
– А где?!.. – ошарашено спросила Стелла.
– Ну, не знаю. Разве ты не можешь посмотреть?– удивилась я.
Мне тогда казалось, что уж с её-то способностями возможно ВСЁ!.. Но, к моему большому удивлению, Стелла отрицательно покачала головкой.
– Я ещё очень мало умею, только то, что бабушка научила. – Как бы сожалея, ответила она.
– А хочешь, я покажу тебе своих друзей? – вдруг спросила я.
И не дав ей подумать, развернула в памяти наши встречи, когда мои чудесные «звёздные друзья» приходили ко мне так часто, и когда мне казалось, что ничего более интересного уже никак не может быть...
– О-ой, это же красота кака-ая!... – с восторгом выдохнула Стелла. И вдруг, увидев те же самые странные знаки, которые они мне показывали множество раз, воскликнула: – Смотри, это ведь они учили тебя!.. О-о, как это интересно!
Я стояла в совершенно замороженном состоянии и не могла произнести ни слова... Учили???... Неужели все эти года я имела в своём же мозгу какую-то важную информацию, и вместо того, чтобы как-то её понять, я, как слепой котёнок, барахталась в своих мелких попытках и догадках, пытаясь найти в них какую-то истину?!... А это всё уже давным-давно у меня было «готовеньким»?..
Даже не зная, чему это меня там учили, я просто «бурлила» от возмущения на саму себя за такую оплошность. Подумать только, у меня прямо перед носом раскрыли какие-то «тайны», а я ничего и не поняла!.. Наверное, точно не тому открыли!!!
– Ой, не надо так убиваться! – засмеялась Стелла. – Покажешь бабушке и она тебе объяснит.
– А можно тебя спросить – кто же всё-таки твоя бабушка? – стесняясь, что вхожу в «частную территорию», спросила я.
Стелла задумалась, смешно сморщив свои носик (у неё была эта забавная привычка, когда она о чём-то серьёзно думала), и не очень уверенно произнесла:
– Не знаю я... Иногда мне кажется, что она знает всё, и что она очень, очень старая... У нас было много фотографий дома, и она там везде одинаковая – такая же, как сейчас. Я никогда не видела, какой она была молодой. Странно, правда?
– И ты никогда не спрашивала?..
– Нет, я думаю, она мне сказала бы, если бы это было нужно... Ой, посмотри-ка! Ох, как красиво!.. – вдруг неожиданно в восторге запищала малышка, показывая пальчиком на странные, сверкающие золотом морские волны. Это конечно же было не море, но волны и в правду были очень похожи на морские – они тяжело катились, обгоняя друг друга, как бы играясь, только на месте слома, вместо снежно-белой морской пены, здесь всё сплошь сверкало и переливалось червонным золотом, распыляя тысячами прозрачные золотистые брызги... Это было очень красиво. И мы, естественно, захотели увидеть всю эту красоту поближе...
Когда мы подошли достаточно близко, я вдруг услышала тысячи голосов, которые звучали одновременно, как бы исполняя какую-то странную, не похожую ни на что, волшебную мелодию. Это была не песня, и даже не привычная нам музыка... Это было что-то совершенно немыслимое и неописуемое... но звучало оно потрясающе.
– Ой, это же мыслящее море! О, это тебе точно понравится! – весело верещала Стелла.
– Оно мне уже нравится, только не опасно ли это?
– Нет, нет, не беспокойся! Это просто для успокоения «потерянных» душ, которым всё ещё грустно после прихода сюда... Я слушала его здесь часами... Оно живое, и для каждой души «поёт» другое. Хочешь послушать?
И я только сейчас заметила, что в этих золотых, сверкающих волнах плещутся множество сущностей... Некоторые из них просто лежали на поверхности, плавно покачиваясь на волнах, другие ныряли в «золото» с головой, и подолгу не показывались, видимо, полностью погружаясь в мысленный «концерт» и совершенно не спеша оттуда возвращаться...
– Ну, что – послушаем? – нетерпеливо подталкивала меня малышка.
Мы подошли вплотную... И я почувствовала чудесно-мягкое прикосновение сверкающей волны... Это было нечто невероятно нежное, удивительно ласковое и успокаивающее, и в то же время, проникающее в самую «глубинку» моей удивлённой и чуть настороженной души... По моей стопе пробежала, вибрируя миллионами разных оттенков, тихая «музыка» и, поднимаясь вверх, начала окутывать меня с головой чем-то сказочно красивым, чем-то, не поддающимся никаким словам... Я чувствовала, что лечу, хотя никакого полёта наяву не было. Это было прекрасно!.. Каждая клеточка растворялась и таяла в набегающей новой волне, а сверкающее золото вымывало меня насквозь, унося всё плохое и грустное и оставляя в душе только чистый, первозданный свет...
Я даже не почувствовала, как вошла и окунулась в это сверкающее чудо почти с головой. Было просто невероятно хорошо и не хотелось никогда оттуда выходить...
– Ну, всё, хватит уже! Нас задание ждёт! – ворвался в сияющую красоту напористый Стеллин голосок. – Тебе понравилось?
– О, ещё как! – выдохнула я. – Так не хотелось выходить!..
– Вот, вот! Так и «купаются» некоторые до следующего воплощения... А потом уже больше сюда не возвращаются...
– А куда же они идут? – удивилась я.
– Ниже... Бабушка говорит, что здесь место тоже надо себе заслужить... И кто всего лишь ждёт и отдыхает, тот «отрабатывает» в следующем воплощении. Думаю, это правда...
– А что там – ниже? – заинтересованно спросила я.
– Там уже не так приятно, поверь мне. – Лукаво улыбнулась Стелла.
– А это море, оно только одно или таких здесь много?
– Ты увидишь... Оно всё разное – где море, где просто «вид», а где просто энергетическое поле, полное разных цветов, ручейков и растений, и всё это тоже «лечит» души и успокаивает... только не так-то просто этим пользоваться – надо сперва заслужить.
– А кто не заслужит? Разве они живут не здесь?– не поняла я.
– Живут-то живут, но уже не так красиво... – покачала головой малышка. – Здесь так же, как на Земле – ничто не даётся даром, только вот ценности здесь совсем другие. А кто не хочет – тому и достаётся всё намного более простое. Всю эту красоту нельзя купить, её можно только заслужить...
– Ты говоришь сейчас точно как твоя бабушка, будто ты выучила её слова...– улыбнулась я.
– Так оно и есть! – вернула улыбку Стелла. – Я многое стараюсь запомнить, о чём она говорит. Даже то, что пока ещё не совсем понимаю... Но ведь пойму когда-нибудь, правда же? А тогда, возможно, уже некому будет научить... Вот и поможет.
Тут, мы вдруг увидели весьма непонятную, но очень привлекательную картинку – на сияющей, пушисто-прозрачной голубой земле, как на облаке, стояло скопление сущностей, которые постоянно сменяли друг друга и кого-то куда-то уводили, после опять возвращаясь обратно.
– А это, что? Что они там делают? – озадачено спросила я.
– О, это они всего лишь помогают приходить «новичкам», чтобы не страшно было. Это где приходят новые сущности. – Спокойно сказала Стелла.

При современном способе производства сборка и сварка корпуса на построечном месте (стапеле) составляет 18-20% от всего объема корпусных работ при постройке судна и может осуществляться при неизменном положении корпуса судна или с передвижкой частей корпуса по нескольким позициям в процессе его формирования.

В первом случае корпус судна, начиная от установки закладной днищевой секции и до спуска судна на воду, формируют на одном построечном месте. Подобная организация работ типична для сборки корпусов крупных судов, а также для сборки корпуса единичных судов или судов, строящихся на судоремонтных предприятиях в малом количестве (2-4 судна в год).

Второй случай - с передвижкой по нескольким позициям - более типичен для серийной постройки малых и средних судов на стапелях. Постройка судов с передвижкой может быть поточно-позиционной и конвейерной.

Для сборки корпуса судна стапель оборудуют грузоподъемными кранами и опорными устройствами: набор кильблоков устанавливают по форме килевой линии судна; одновременно подготавливают упоры, подставы, талрепы, тяги и другие приспособления для раскрепления секций на стапеле и подтягивания их друг к другу. До установки закладной секции производят:
разбивку (расчерчивание) построечного места - нанесение следа ДП и батоксов (по плазу), построение перпендикуляров к ДП, нанесение горизонтальной базовой линии;
расстановку элементов опорных устройств (кильблоков, клеток, подстав) по данным разметки с плаза и проверку их по высоте и на горизонтальность.

Разбивка построечного места и проверка положения опорных устройств входит в состав так называемых проверочных работ. К другим проверочным работам относят: определение положения отдельных конструкций (секций, блоков и др.); проверку положения в пространстве всего корпуса судна при постройке, а также контроль его обводов и главных размерений.

Сборку корпуса судна из секций на стапеле начинают с установки днищевых секций в средней части, продолжая формирование корпуса в нос и корму. Среднюю днищевую секцию подают на стапель с нанесенными на наружной обшивке (с внешней стороны) линией ДП и теоретическими линиями среднего и крайних шпангоутов. Продольный набор и пазы обшивки на секциях должны быть недоварены на 300-500 мм для облегчения пригонки продольных секций при выравнивании их в одной плоскости со сложными секциями.

Секцию устанавливают краном на кильблоки, совмещая линии ДП и теоретическую линию среднего шпангоута секции с контрольными линиями стапеля. В случае необходимости под продольные днищевые связи (под стрингеры-кильсоны) устанавливают с каждого борта упоры, опирающиеся в основание стапеля, а для выравнивания секций по обеим ее сторонам приваривают обухи для талперов (рис. 100).

Рис. 100. Установка днищевой секции на стапель

После установки секции (в том числе и по высоте) ее окончательно закрепляют на стапеле талперами, подбивают клинья кильблоков, подставки и вторично проверяют все линии и точки. Далее зачищают торцевые кромки секций и производят подготовку их для стыковки со следующими секциями. Следующую днищевую секцию устанавливают краном на стапельные кильблоки, помещая в междудонное пространство детали и узлы, которые не были поставлены на секцию. Под секцию каждого борта ставят подставы. Теоретическую линию ДП на секции совмещают с линией ДП на кильблоках стапеля, приваривают по два временных обуха на наружной обшивке (снизу) и на втором дне (сверху) в районе смежных монтажных стыков и при помощи тяг и талрепов подтягивают установленную секцию к ранее поставленной до зазора 100-200 мм. Далее проверяют секцию в четырех условных точках на горизонтальность, выравнивают при помощи подстав, тяг и талрепами закрепляют на стапеле. На настиле второго дна и на продольном наборе проверяют зазор по контуру монтажного стыка и по наружной обшивке и намечают припуск и неровности. После удаления припуска и зачистки неровностей производят разделку кромок для монтажной сварки. Затем ослабляют крепление секции к стапелю и подтягивают ее к ранее установленной секции до упора. Проверяют еще раз правильность стыкования и положение обеих секций, производят подготовку к ручной сварке наружной обшивки, второго дна и продольного набора. Для этого выравнивают кромки листов и набора до совмещения плоскостей и закрепляют прихватками. Для обеспечения стыкования секций к ним приваривают направляющие гребенки в виде коротких планок или угольников. Затем снимают тяги, талрепы и обухи секций, окончательно проверяют их установку, вновь закрепляют к стапелю и после проверки установки сдают секции для производства сварки. Таким образом устанавливают все остальные секции днища.

Скуловые секции начинают устанавливать на стапеле также со средней части судна. После подачи краном секцию ставят на одну или две клетки, устанавливают два-три упора и приваривают к наружной обшивке и ко второму дну обуха для подтягивания. При помощи талперов секцию притягивают к днищевым секциям, выравнивая ее тягами и упорами.

На секции до ее установки должны быть нанесены с внешней стороны наружной обшивки контрольные линии: теоретические линии шпангоутов, настилов палуб (на бортовой части скуловой секции), стрингеров и теоретической грузовой ватерлинии (по плазу). Положение секции по длине проверяют, совмещая теоретическую линию среднего шпангоута на секции с такой же линией на днищевых секциях и с контрольной линией на стапеле. Положение секции по полушироте от ДП проверяют рейками с плаза не меньше чем в двух точках обычно по концам. Положение секции по высоте на горизонтальность проверяют рейками от основной линии по рискам на секции. После этого секцию закрепляют и намечают на наружной обшивке, втором дне и на поперечном наборе припуски и неровности так же, как на днищевых секциях. Затем обрезают припуски обычно газовой резкой с последующей зачисткой пневматическим зубилом, подтягивают до упора скуловую секцию к днищевой, после чего выравнивают кромки, окончательно проверяют положение секций и производят стыкование их под сварку. Таким же образом устанавливают и остальные скуловые секции. Обычно каждая секция имеет припуски до 10-20 мм по одному пазу и стыку, а два других ее паза и стыка делают в чистый размер. Если бортовые секции делают отдельно от скуловых (на крупных морских судах), то их устанавливают на стапель аналогично скуловым.

Переборки подают на стапель до и после установки бортовых секций. В последнем случае переборки устанавливают так: прежде всего проверяют по данным с плаза полушироту бортов в районе установки поперечных переборок, выравнивают и закрепляют бортовые секции по полушироте упорами и талрепами, затем намечают меловой линией по нитке теоретическую линию установки переборки на настиле второго дна и на бортах и приваривают к ним направляющие гребенки на расстоянии 400-500 мм друг от друга. На полотнище переборки наносят контрольную линию ДП и грузовую ватерлинию (по плазу), а также приваривают по два обуха с каждой стороны для временного крепления переборки к настилу второго дна.

Переборку подают обрезанной в чистый размер по бортам и палубе с припуском по второму дну для пригонки по месту. После этого переборку устанавливают на свое место, выравнивают при помощи тяг в вертикальной плоскости и по веску проверяют на вертикальность. Затем определяют и причерчивают припуск по настилу второго дна, снимают временные крепления, переборку поднимают краном и кладут на деревянные прокладки для удобства удаления припуска. Иногда с места установки, т. е. с настила второго дна, снимают шаблон, а припуск удаляют еще до установки переборки на судно. После этого переборку устанавливают на место, закрепляют и выравнивают при помощи тяг в вертикально-поперечной плоскости по веску, затем переборку обжимают по настилу второго дна и бортам и закрепляют прихватками.

Если у переборки на стойках имеются кницы для крепления ко второму дну или к палубе, то их тщательно подгоняют и закрепляют прихватками.

Секции настилов палуб подают на стапель обрезанными в чистый размер по пазам. На полотнище палубной секции должны быть нанесены теоретическая линия ДП и положение линий крайних шпангоутов.

Сначала для поддержания настилов палубы вдоль ДП устанавливают прогоны, т. е. продольные брусья, опирающиеся на подставки с клиньями (рис. 101). Иногда ставят металлические упоры с распорными домкратами.


Рис. 101. Установка палубной секции

После этого намечают линиями место установки секций на внутренней стороне наружной обшивки бортов, на поперечном наборе и поперечных переборках, находящихся в районе установки секций палубных настилов.

К наружной обшивке бортов по намеченным линиям приваривают временные угольники-коротыши, которые служат установочными планками для настила палубы и определяют положение палубы по высоте у бортов.

К палубному настилу и наружной обшивке приваривают временные обухи для подтягивания секции, выравнивают погнутые кромки настила и выступающие части набора. Если по верхней кромке набора корпуса и у переборок имеются припуски, их удаляют. После этого подают секцию краном на место, укладывают на прогоны в средней части и установочные планки по бортам, проверяют положение настила по высоте при ДП и регулируют высоту при помощи домкратов или клиньев под подставками прогонов.

Положение секции настилов по длине проверяют по совмещению теоретической линии шпангоутов на настиле с соответствующими линиями наружной обшивки.

Положение настила в ДП проверяют по концам секции опусканием веска с линии ДП на настиле секции на соответствующую линию на настиле второго дна (или обшивки днища). Настил, если это необходимо, перемещают по длине и прижимают к поперечному набору судна при помощи приваренных обухов и талрепов.

Объемные секции носа и кормы устанавливают на стапель так: проверяют набор кильблоков, придают им при помощи шаблона форму килевого пояса объемной секции; затем секции подают на стапель и устанавливают на кильблоки, а для устойчивости их с каждого борта ставят по два упора. Секции выравнивают и проверяют их положения: по диаметральной плоскости, продольной растяжки (длине) и высоте от основной линии. После этого секцию, подтягивают к основному корпусу на расстояние 100-200 мм при помощи обухов и талрепов, намечают и обрезают припуски по монтажным стыкам наружной обшивки, продольному набору и настилам палуб. Затем секции подтягивают к основному корпусу до упора и после проверки правильности ее положения выравнивают наружную обшивку, палубы и набор до совмещения их плоскостей; после этого обжимают и стыкуют наружную обшивку у киля обеих секций и в дальнейшем производят обжатие последовательно вверх, от киля к палубам.

Настилы палуб секций стыкуют снизу вверх - сначала платформы, потом нижнюю и верхнюю палубы, соединяя продольный набор под настилами, а затем сами настилы при помощи гребенок. При предварительных сборках объемных секций листы настила в частях, примыкающих к бортам, не доваривают по пазам до монтажного стыка на расстоянии 400-500 мм для удобства пригонки при стыковании секций на стапеле. Поэтому при установке носовой и кормовой секций на место и стыковании настилов одновременно обжимают эти настилы в районе стыков у бортов и закрепляют прихватками. После этого снимают талрепы и все временные обухи и места их установок зачищают. Затем окончательно проверяют установку секций по трем размерам (по высоте, длине и полушироте) и производят сварку.

Установку объемных секций надстроек (предварительно собранных без палубы) начинают с разметки места удаления припусков по нижним кромкам путем причерчивания стенок надстройки к настилу палубы. На наружных продольных стенках надстройки наносят горизонтальную линию и теоретическую линию среднего шпангоута, а на торцевых стенках - линию ДП.

Затем на палубе корпуса наносят и пробивают линию ДП и теоретическую линию среднего шпангоута в районе установки надстройки. От этих линий, пользуясь продольной и поперечной растяжками, намечают контур нижней части надстройки и ее внутренних переборок.

Сначала надстройку устанавливают на деревянные подкладки на некотором расстоянии от палубы и совмещают стыки ее с нанесенными на настиле палубы контурными и контрольными линиями. После этого проверяют горизонтальность надстройки относительно палубы, затем намечают на наружных стыках и внутренних переборках надстройки припуски по нижним кромкам, срезают их газовым резаком, убирают прокладки, вторично устанавливают надстройку на палубу, проверяют ее положение и окончательно закрепляют сваркой. Таким же образом устанавливают рубки и кожухи.

Особенностью кормовых объемных секций является установка в них мортир и кронштейнов гребных валов. Устанавливают их тогда, когда в основном закончены сборочные и сварочные работы по корпусу, но надо оставить в соответствующих местах забойные участки продольного и поперечного набора и обшивки. Предварительно должна быть пробита световая линия гребного вала.

Сначала для поддержания мортир и кронштейнов набирают передвижные блоки-салазки с установленными на них отливками и передвигают блоки-салазки к месту установки. Отливки приподнимают и предварительно закрепляют к поперечному и продольному набору судна тягами и подставами. Затем по следу световой линии через втулки отливок натягивают стеклинь, проверяют установку мортир и устраняют отклонения («продольное, по полушироте и высоте) при помощи талей, домкратов и подстав. Правильность положения отливок проверяют по внутренней полости втулок с носового и кормового торцов ее.

Положение отливок по длине проверяют по теоретической линии шпангоута до плоскостей носового и кормового торцов их, нанесенных на продольной растяжке с плаза. После окончательной проверки заделывают забойные участки и соединяют отливки с наружной обшивкой и набором сваркой (или клепкой).

После полного окончания всех сборочных, сварочных работ и испытания на непроницаемость отсеков кормовой части и корпуса вторично пробивают световую линию вала, чтобы проверить положение оси отливок до расточки и правильно провести ее. После расточки мортир и кронштейнов пробивают световую линию вала в третий (последний) раз для проверки правильности произведенной расточки.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Все, что вы должны знать о tucson arizona Как защищаться от Солнца
Россия, Горно-туристический центр ПАО «Газпром» (Лаура) - «Газпром Красная Поляна
Тонкости посадки на самолеты Аэрофлота — особенности и правила регистрации