Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Остров Путятина: шикарные пляжи, причудливые скалы и лотосовое озеро. Остров Путятина: шикарные пляжи, причудливые скалы и лотосовое озеро Паром на остров путятина расписание

Остров Путятина — гостеприимное место для туристов в заливе Петра Великого. Он расположен дальше от Владивостока по сравнению с другими островами Японского моря. Пятьдесят километров отделяют Путятина от административного центра.

Остров славится своей небывалой живописной красотой: удивительные бухты, теплое побережье, пологие скалы, восхитительные ландшафты лугов и богатый природный мир. Вся территория острова покрыта густой кроной лиственного леса. Войдя в лес, можно прочувствовать ароматы смешанных деревьев: дуба, липы, ореха манчжурского и клена. В некоторых участках леса прорублены просеки, но кустарники бузины и шиповника делают некоторые зоны труднопроходимыми. Путятина славится большим урожаем грибов и ягод. Вдали от людей, на юге острова обитают олени.

Среди подводных скал плавают ерши, терпуги, гребишки, мидии, а также осьминоги и скаты.
Туристы посещают остров, чтобы полюбоваться главной его достопримечательностью – лотосом Комарова. Это реликтовое растение цветет на озере Гусином, недалеко от поселка.
Все бухты острова представляют собой прекрасное место для отдыха, поскольку обеспечены источником питьевой воды. Пешие прогулки по окрестностям приведут путешественника к скале Слон, к подводному гроту у мыса Шулепникова. Можно полюбоваться скалой Петух или скалой Ирецкого. Прекрасным памятником природы являются камни Унковского и кекуры Пять пальцев. Остров Путятина богат природным миром, поэтому сюда ежегодно приезжают тысячи туристов.

До пос. Дунай доехал с Фокино на автобусе № 109 довольно быстро. За пять минут дошёл от автобуса до причала. Местность около причала унылая. Пустырь-стоянка, крупная избушка, палатка Кока-Кола где торгуют каким-то хавчиком, туалет, одноэтажные руины, гаражи, закрытый киоск, киоск с кассиром.

В 10 утра паром уже стоял у пирса и разгружал две автомашины. Поскольку я снимал это на GPS, то фоток выкладывать не буду, дабы не мучить тут эстетствующих личностей. Билет на паром стоит 100 рублей с человека, причём касса только со стороны Дуная, а со стороны Путятина людей перевозят бесплатно.

К пирсу подъехал большой экскурсионный автобус из которого вышло всего человек пять, через полчаса подъехал второй экскурсионный автобус с основной толпой. Поскольку на улице была крупная морось, а паром шёл довольно резво, то находиться на палубе желающих было мало. Все во время переплыва набились в маленькую комнатку для пассажиров.

Подавляющее большинство приехавших на Путятин было туристами "Лотос-Тура"

Вся эта толпа пошла куда-то вправо, ближе к центру посёлка, а я пошёл влево на окраину села по направлению к памятнику Старцеву . По пути случайно наткнулся на продуктовый магазин, в который не стал заходить.

Также заметил небольшой прудик с тремя утками.

"Народная тропа" к памятнику основательно заросла, потому я её не нашёл, а свернул с грунтовки в другом месте и взобрался на холм с памятником сбоку ориентируясь по навигатору.


Рядом с колонной лежит кирпич, с клеймом "Д" по видимому произведённый на заводе Старцева. Удивительно, как этот артефакт ещё не стырен коллекционерами кирпичей. Вокруг площадки с памятником со стороны села установлено несколько барельефиков

За ними открывается неплохой вид на село. К сожалению из-за тумана и мороси фотки получились не особо хорошие.

Спустился с холма уже по "официальной" тропинке.



После кладбища тропа вышла на проезжую грунтовку. На ней был замечен свежий металлолом.

Состояние грунтовки местами довольно убитое, пешком идти в сырую погоду нелегко из-за скользкой и липкой глинистой грязи. Джипы и грузовички проезжали без проблем, а легковые машины в некоторых местах буксовали и их владельцам приходилось подкладывать хворост на дорогу.

Через пару поворотов направо вышел к местами лесистому, местами болотистому берегу озера Гусиного.

Лишь в одном месте берег высокий и крутой, что позволяет не замочив ног подойти к лотосам вплотную. Там уже обосновалась на отдыхе компания Лотос-тур.

Лотосы ещё не начали цвести. Вероятно туристы, которые заплатили 1100 рублей за поездку сюда, были несколько разочарованы. Мне это обошлось в половину дешевле и лотосы были весьма второстепенны для меня.

С озера отправился на бухту Петуха. В бухте на восточной стороне острова оказалось довольно много палаток и сопутствующего им мусора.

В углу бухты крупный ДОТ используемый в качестве сортира.

Рядом с ним разрослись дикая смородина, барбарис и шиповник. Вообще шиповника достаточно по всему побережью. Можно насобирать лепестков для чая. Ближе всего к воде подбирается Мертензия приморская и какая-то галофильная полынь.

Вот, собственно, кекур Петух на одноимённом мысе.

Другой конец бухты

Сверху в перелеске расположено кафе под тентом с небольшим ассортиментом бухла, курева, шоколоадок, чипсов, сушённо-вяленных морепродуктов и лапши, ну и баллончиков для газовых печек вдобавок. Цены очень человеческие.

С мыса хорошо просматривается озерцо Цаплинное.

Успел также пробежаться мимо бухты Собаки в которой расположилась в палатках группа "Лучших родителей".

По видимому те же "родители" организовали спецальное место для мусора не в бухте, а в лесу у дороги. Мусор лежал аккуратно в мешках под растянутым на шестах тентом.

Также глянул на мыс Слона.

На большее времени за полдня не хватило. Пошёл обратно на паром. На обратном пути видал, как туристы поднимались по холму к памятнику. Наиболее пожилые решили не идти и направлялись напрямую к парому.

Предпоследний паром отходил в 17:30. Успел за 5 минут до отплытия.

В Дунае к прибытию парома маленький рейсовый автобус подошёл прямо к пирсу. Не пришлось идти до остановки.

Доехав до Фокино через 15 минут сел на автобус до Владивостока. Билеты в кассе не брал, а оплатил прямо в автобусе.

Где лучше всего отдохнуть на берегу моря в Приморском крае? Какое место на побережье обязательно стоит посетить в Приморье?

Сегодня я хочу рассказать об этом небольшую историю, которая может побудить некоторых отказаться хотя бы раз от отпуска на Черном море и побывать в этом месте.

Несколько лет назад, отдыхая в одном из живописнейших мест Приморья, у нас состоялся небольшой разговор с инженером из Новосибирска. Прогуливаясь вдоль изумрудного побережья, исследуя бухту за бухтой, мы повстречали палаточный лагерь. На первый взгляд в нем отдыхало около 40 человек. Нам стало интересно, откуда они приехали, да еще сразу в таком количестве. Тут-то у нас и завязалась беседа с этим новосибирским инженером.

На вопрос, почему они решили отдыхать здесь, а не на побережье Черного моря, ведь оно ближе к Новосибирску, чем это место, парень ответил: «Кто здесь однажды побывал, тот больше на Черном море не отдыхает».

Что же это за место? И почему этот сибирский парень так высказался о нем? Позвольте поведать вам небольшую историю об этом.

Для меня, коренного жителя Приморья, остров Путятина - один из самых красивых островов Залива Петра Великого. Он расположен в 50 км к юго-востоку от Владивостока, в заливе Стрелок. Удаленность от цивилизации сохранила остров почти в первозданном виде - с удивительными пейзажами, чистыми бухтами и двумя озерами, где растет лотос.

История острова Путятина

Остров не только красив своей природой, но и имеет удивительную историю. Название остров получил в честь адмирала, дипломата и государственного деятеля Ефимия Васильевича Путятина. В 1852-1855 годах экспедиция под руководством Путятина, в которой участвовали фрегаты «Диана» и «Паллада», произвела опись восточного побережья Приморья.

Остров Путятина ко времени открытия был необитаем. В 1891 году его посетил Алексей Старцев, один из первых промышленников Дальнего Востока, сын декабриста Николая Бестужева. Часть земель на острове Старцев купил, а часть взял у государства в аренду на 99 лет.

Старцев построил на острове кирпичный и фарфоровый заводы. Причем кирпичи имели собственное клеймо. Также на острове была открыта оленья ферма и были завезены лошади. Стараниями Старцева дикий остров превратился в цветущий оазис. Но такая идиллия, к сожалению, долго не продлилась. В 1900 году Старцев скончался, а после революции все имущество было национализировано.

Как добраться до острова Путятина

Прежде на остров ходил пассажирский катер прямо из Владивостока. Но в нынешние времена этот маршрут отменили и до острова быстрее всего можно добраться паромом, который курсирует между поселком Дунай на Большой земле и островом Путятина. Время в пути составляет 20 минут.

Если добираться на остров Путятина автомобилем, то, проезжая небольшой город Фокино, необходимо свернуть с трассы на дорогу, ведущую в морской поселок Дунай. Дорога вполне привычная для России: местами хороший асфальт, местами бетонка, местами гравий.

Если же добираться на остров Путятина общественным транспортом, то из Владивостока регулярно ходит рейсовый автобус 506 . В летний период этот маршрут курсирует между Владивостоком и Находкой каждые полчаса. Время в пути от владивостокского автовокзала до города Фокино составляет около 3 часов. Выйти необходимо на автостанции в городе Фокино и там же пересесть на местный автобус, следующий до поселка Дунай.

СОВЕТ: Посмотреть актуальное расписание автобусов в Фокино и приобрести билеты по низкой цене можно по . Цены на Busfor порой ниже, чем покупать билеты, выстаивая очередь в кассу.

Автобус между Фокино и Дунаем совершает около 10 рейсов в день (в летние месяцы). Большинство рейсов отправляются до обеда и вечером. Так что лучше планировать прибытие в Фокино на раннее утро, чтобы можно было благополучно добраться до пристани в Дунае. Время в пути от автостанции Фокино до поселка Дунай составляет примерно 40 минут.

Путь к переправе на остров Путятина

Приехав к паромной переправе в поселке Дунай, мы обнаруживаем, что из желающих переправиться на остров вместе со своим автомобилем уже выстроилась целая очередь. Мест для автомобилей на пароме всего 4, и сей транспорт курсирует между островом и материком всего несколько раз в день. Поэтому мы решаем оставить свои автомобили на стоянке в поселке Дунай и переправиться с рюкзаками за спиной на ближайшем пароме.

В 2019 году паром на остров Путятина отправляется лишь дважды в день.
Время отправления из поселка Дунай : 8:00 и 18:00.
Время отправления с острова Путятин : 8:30 и 18:30.
Стоимость проезда: для местных жителей 10 рублей, для остальных - 100 рублей.
СОВЕТ: Если вас будет большая группа, то рядом с паромной переправой можно зафрахтовать скоростной катер. Катер доставит вас не просто на остров, а сразу в нужную вам бухту. Вместимость катера: до 20 человек. Стоимость аренды: 5000 рублей.

В ожидании парома на остров Путятина

Карта острова Путятин с обозначением основных бухт

Для удобства помещаю в статью карту острова Путятин с обозначенными на ней главными бухтами и пляжами. Вы можете скачать карту, чтобы изучить местонахождение основных бухт острова Путятина.

Карта о. Путятина с обозначенными бухтами

Теперь мы временные островитяне

Высадившись на острове, мы уже знаем, что нам предстоит перебраться на противоположную сторону. Именно там находятся прекрасные бухты с видом на открытое Японское море. Но идти по жаре с рюкзаками на плечах как-то не очень вдохновляет. Поэтому мы тормозим местного рокера на мотоцикле с люлькой и договариваемся о том, чтобы он перевез наши вещи вместе с двумя пассажирами в нужную нам бухту. Договорившись о цене, мы провожаем взглядом наши ноши и налегке отправляемся пешком через остров.

Путь от паромной переправы до бухты Петуха занимает у нас около 1 часа. Куда же нам торопиться? Мы идем налегке. Лучше воспользоваться возможностью сходить по пути к озеру с лотосами Комарова, которые занесены в Красную книгу России.

По пути мы проходим мимо самой высокой вершины острова - сопки Старцева. В один из дней отдыха мы еще успеем совершить восхождение на высоту 353 метра над уровнем моря. К слову сказать, с этой вершины открывается великолепный вид на окрестности и акваторию залива Петра Великого.

Дорога к бухте Петуха

По дороге я замечаю, что тропинка от озера, по которой годом ранее мы проходили, как-то изрядно заросла и по ней мало кто ходит. Есть, конечно, дорога чуть ниже по склону сопки, но идти тропинкой короче. По пути я рассказываю своим друзьям, что в прошлом году мы видели ужей, греющихся днем на каменистом склоне сопки, и соколов, которые охотятся за ними. Не успел я рассказать об этом, как слышу девчачий визг: «А! Змея!». После этих криков, я и не помню как мы все мигом оказались уже не на тропинке, а на той самой дороге, по которой идти мы сначала не захотели, оттого что идти ей дольше. После последних событий мы все соглашаемся, что дорогой идти безопасней и теперь она нам уже не кажется такой длинной.

Бонсай на острове Путятина

Добравшись в нужную нам бухту, мы встречаемся с двумя нашими друзьями, которые уже заждались нас с нашими рюкзаками. Мы выбираем место для своего палаточного лагеря. Благо, что мы приехали в самом начале недели и отдыхающих еще не так много. Поэтому место для палаток долго искать нам не пришлось. Мы стали устанавливать палатки, а кому-то из нас очень уж не терпелось сначала искупаться в кристально чистой морской воде.

Японское море

Борьба со стихией

Ближе к вечеру малооблачное небо внезапно начало мрачнеть. Поднялся сильный ветер. Причем ветер дул не с моря, а со стороны Большой земли. Взобравшись на один из холмов, мы увидели, что со стороны материка движется необычная облачность. Облака сплошной длинной стеной неслись в нашу сторону. Но вся эта стена больше напоминала огромный парус. Теплый воздух, поднимаясь от земли, начал заворачивать облачный массив в дугу, словно раздувая огромный парус. И вот эта воздушная армада теперь неслась на всех раздутых парусах прямо на наш остров!

Начался сильный дождь, хотя со стороны моря еще светило солнце. Порывистый ветер стал сносить все палатки. Не в силах бороться с этой стихией мы сложили палатки, дабы их не унесло вместе с нами в море. Мы спрятались за одним из холмов, который закрывал нас от шквального ветра. Ничего не оставалось делать, как только петь песни под дождем и ждать, когда вся эта стихия закончится.

К удивлению, через пару часов ветер полностью стих, а дождь перестал поливать наши вещи. Внезапно установилась полная тишина, и небо стало снова чистым-пречистым. Мы вновь установили палатки и начали готовить ужин.

Удивительная ночь на острове Путятина

От всего, что пришлось пережить нам за день, адреналин еще долго гулял по крови. Поэтому многим из нас спать не хотелось совсем. И это оказалось весьма кстати. Когда стемнело, небо было просто усыпано алмазами из ярких звезд. Небо было таким кристально чистым, каким я никогда его еще не видел. Никакого светового шума от города.

Мы стали вспоминать названия созвездий, пытаясь найти их на звездном ковре. Кому-то даже вспомнилось предположение о том, что Пояс Ориона послужил основой для постройки египетских пирамид. И тогда мы стали рассуждать уже о назначении этих величественных сооружений на плато Гиза. Кто, а главное, зачем построил их? В рассказы традиционной истории о простых могилах крутых парней-фараонов многим из нас не верилось. Слишком уж много вопросов без ответов оставляют эти египетские монументы.

За разговорами о вечном мы и не заметили, как было уже далеко за полночь. Кто-то пошел спать, а четверо из нас оказались самыми стойкими или точнее самыми усидчивыми за костром. И ведь не зря! На небе началось потрясающее зрелище. Болиды стали падать прямо из небесной бездны, рисуя яркие линии, после чего, сгорая, снова бесследно погружаясь в эту ночную бездну. Да, какой же красоты мы лишены, живя в каменных джунглях больших городов!

Утром все же нам пришлось немного подремать. Благо мы проснулись к самому завтраку, который для нас радушно приготовили те, кто сладко спал ночью.

«Кто побывал здесь хотя бы раз, больше на Черном море не отдыхает»

После дневного купания мы отправились в небольшой поход. Переходя из бухты в бухту, мы и обнаружили большой палаточный городок, о котором я писал в начале статьи. Мы поинтересовались, откуда они прибыли сразу в таком количестве на остров Путятина. Когда мы узнали, что они приехали из Новосибирска, то задали им вполне логичный вопрос: «Почему вы приехали именно сюда, а не поехали, например, на побережье Азовского или Черного моря? Ведь вам туда даже ближе, чем на побережье Японского моря». На это тот самый инженер нам ответил: «Тот, кто побывал здесь хотя бы раз, больше на Черном море не отдыхает! У вас чистейшее открытое, а не внутреннее море. Здесь практически нетронутая человеком природа. Да, и цены гораздо ниже, чем на побережье Черного моря. Вот мы и проводим уже не первый год здесь свой отпуск». Что же, с такими доводами не поспоришь.

Расстояние от Новосибирска до поселка Дунай - 5786 км.

Расстояние от Новосибирска до Анапы - 4124 км.

Кстати, эти новосибирцы оказались довольно творческими ребятами. Некоторые даже взяли с собой в поездку полотна для рисования. Одна девушка прекрасно написала достопримечательность бухты, на берегу которой мы остановились.

Бухта Петуха на холсте

А вот «Петух» и на яву

Всеми любимая скала «Петух»

Проведя на острове почти неделю, мы немало путешествовали по нему. Но нам так и не удалось полностью обойти все бухты по периметру острова. Зато релакс был просто отличным. Впечатлений набралось на годы вперед.

Морские обитатели острова Путятина

Морской ёж - еще один обитатель Японского моря

Остров Путятина, мы еще встретимся с тобой

Дни отдыха на острове летели и нам теперь уже нужно было прощаться со всей этой неописуемой красотой и снова возвращаться к городским будням. Но теперь мы увозим с собой частичку этой красоты внутри себя. Остров Путятина, мы еще снова встретимся с тобой!

Наш отъезд с острова Путятина сопровождал туман

А удалось ли вам побывать на острове Путятина? Что впечатлило вас на нем больше всего? Согласны ли вы с тем, что отдыхать на побережье Японского моря гораздо лучше, чем на Черном море? Говорят, что на острове Путятина до сих пор бродят одичавшие олени, оставшиеся после того, как развалился зверосовхоз. Видели ли вы этих оленей? Или их уже давно съели отдыхающие?

Пишите о своих впечатлениях об отдыхе на острове Путятина. Задавайте вопросы и делитесь личным опытом самостоятельных путешествий.

P.S.: Много лет назад Юрий Визбор, знаменитый бард и российский актер посвятил острову Путятина одно из своих стихотворений. Оно так и называется: «Остров Путятин». В стихотворении есть такие строки:

Все мы, конечно, вернёмся –
Въедут в закат поезда,
Девушкам мы поклянёмся
Не уезжать никогда.
Только с какой это стати
Снятся нам всё корабли?
Маленький остров Путятин,
Возле великой земли.

Хочешь получать больше полезных советов для путешествий? Подписывайся на наш канал в Telegram . Акции авиакомпаний, горящие туры и авиабилеты со скидками - всё это ищи на нашем канале.

Остров Путятин - третий остров в Приморье, на котором мне удалось побывать, после Попова и Русского (кому интересно - ищите прошлогодние отчеты по соответствующим тегам), поэтому я ничему уже не удивлялась, но тем не менее местные красоты надоесть не могут. Добраться досюда в разы сложнее, чем до Русского и Попова: надо ехать от Владивостока до Фокино на автобусе, идущем в Находку, там пересесть на автобус до поселка Дунай, и уже в Дунае сесть на паром. Меня чаша сия миновала, ибо привезли меня на машине=) Хотели даже с машиной же и на остров переправиться, но оказалось, что это стоит под 2 тысячи, и решили все-таки оставить ее в Дунае. Билет на одного взрослого порядка сотни, при этом для жителей острова - 10 рублей=)

Паром совершенно ужасен, как и причал. Такого я еще не видела, все-таки во Владивостоке все гораздо приличнее. Утешало одно - ехать на нем надо было всего 15 минут. Ну и то, что плаваю нормально тоже. Но этот ржавый разломанный пирс - это что-то.

Морской котик. Точнее, кошка.

Поплыли. Жалко с погодой не повезло - было бы солнышко, попозитивнее все выглядело бы.


Окраина поселка. Не знаю, как там люди живут. Википедия говорит, что численность населения Дуная в прошлом году выросла. Чудеса. Везде сокращается, а тут, на краю света, выросла.


А это уже деревня на Путятине. Такая, обычная деревня, не лучше и не хуже, чем везде. Магазины есть, парочка. Прошли через деревню и пошли дальше через остров в поисках красивых видов.

А виды - что надо.

Заросли лотосов на озере - основная достопримечательность этого острова, сюда даже приезжают организованные группы, чтоб на них посмотреть. К сожалению, цветут они на месяц позже. Но я совершенно не расстроилась по этому поводу, потому что лотосы я уже как-то видела на Тамани. Хоть они тут какие-то исключительно восточно-азиатские, но я, не будучи связанной с ботаникой, все равно вряд ли смогла бы оценить их по достоинству=)





Прошли через остров насквозь, а тут такая красота. На острове несколько очень красивых бухт, мы спускались в одну из них, и совершенно неожиданно она оказалась очень грязной=(Пляжи тут бесплатные, и народу не то чтобы много, но, видимо, убирать за собой не принято.

Сейчас на Путятине такая вялотекущая деревенская жизнь. А когда-то Алексей Старцев, сын декабриста Николая Бестужева, построил здесь кирпичный и фарфоровый заводы, занимался разведением лошадей, разводил коров, свиней, гусей и уток, устроил оленью ферму и змеиный питомник, построил на острове хорошие дороги, заложил большой фруктовый сад и виноградники, занимался пчеловоством... После смерти Старцева и до Гражданской войны его дела вели сыновья, а после продали остров. Новый владелец вскоре умер и Путятин перешел Советской власти. Подробнее об этом написано


В общем, даже не знаю, что еще рассказывать. Мы просто походили-погуляли, потом спустились в одну из бухт, искупались и поехали обратно. Паром, кстати, сказить, ходит не так уж часто. Нечего тут рассказывать - тут смотреть надо=) Вот и смотрите, а я помолчу=)






Остров Путятин навсегда останется в моем сердце. Здесь я стал мужчиной, здесь прошел самый запоминающийся период моей жизни. И если в прежних рассказах я говорил о романтике, как мечте, то здесь я в полной мере ощутил ее в реальной жизни. Я благодарен судьбе за то, что волею судьбы попал на этот остров. Благодарен людям жившим, а может еще живущим в маленьком рыбацком поселке, расположенном на берегу широкого залива. Впервые я ступил на его берег в далеком 1965 году. На календаре ноябрь месяц, я сбежал с комсомольской стройки в городе Большекаменск и приехал устраиваться сюда матросом рыболовецкого сейнера. И у меня это получилось! Спасибо, судьбе.
Находится остров в заливе Петра Великого, примерно между Владивостоком и Находкой. Береговая линия в Приморье изобилует бухтами и заливами. Вот и Путятин расположен в небольшом заливе Стрелок, вотчине военных моряков. В бухтах с красноречивыми названиями: Разбойник, Абрек и других «квартируют» они со своими грозными кораблями и подводными лодками. Путятин вместе с островом Аскольд располагаются в центре залива и служат, как бы ширмой от американских шпионов, скрывая нашу морскую силу. Остров получил свое имя в память об известном русском адмирале Е.В.Путятине. Именно этот мореплаватель впервые нанес на карту и исследовал остров, прилегающие берега и морские просторы. Еще одна фамилия тесно связана с историей острова: Старцев Алексей, владивостокский магнат и миллионер. Он превратил остров в «рай на земле», развел сады, выращивал пятнистых оленей, производил здесь уникальный фарфор, высококачественный кирпич и даже шелк. Но пришла революция и все это «безобразие» комиссары прекратили, чтобы буржуй не пил драгоценную, пролетарскую кровь гегемонов. К моменту моего появления, память об этом человеке и его «художествах» благополучно исчезла. Правда, кое-кто все таки знал, что самая высокая гора острова называется сопкой того самого, Старцева. В советское время остров имел рыбокомбинат и рыболовецкий флот при нем. Рядом располагался зверосовхоз с оленями, которых видимо не смогли угробить большевики, да на другом конце вояки построили себе базу, где хранили какое то имущество свое. Вот и все, если не упомянуть об озере на территории острова, в котором росли лотосы, большая редкость для дальневосточной флоры.
От материка, остров отделяет пролив, через который ходит небольшой, старенький паром. Нужно ли говорить, что впервые ступил я на его палубу с замиранием сердца, понимая, что вступаю в новый период своей жизни, что частично сбывается моя одесская мечта о море. И здесь, на пароме я начал делать для себя новые открытия. В небольшой кают-компании, открытой и для пассажиров, команда сидела за столом и обедала. К моему удивлению, они с аппетитом ели уху из камбалы. Сейчас, когда прошло почти пятьдесят лет, далеко не все поймут причины моего удивления. Для этого, нужно знать бытовые мелочи нашей жизни тех лет. Я был жителем Поволжья и в нашем Татастане морская рыба продавалась тогда в очень ограниченном ассортименте и люди, предпочитали есть речную. Камбала, кстати, продавалась, но ее презрительно называли: «одноглазая» и ударение ставили на последнем слоге – камбалА-А. Все богатое многообразие морской рыбы, которую потреблял тогда советский человек, сводилось к кильке, тюльке и селедке. Люди в основной массе своей ничего не знали о морепродуктах и конечно, о морских деликатесах, хотя некоторые из них продавались в магазинах. До сих помню лозунг советской торговли пятидесятых годов: « Давно попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы». Потребовались годы, чтобы люди, жившие на берегах Волги, обратили внимание на продукцию морей. Полагаю, не последнюю роль в этом процессе сыграл факт перекрытия нашей главной реки каскадом гидроэлектростанций. С тех пор и перестали ловится в районе Казани осетры и белуги. Правда, одна особь, вернее чучело ее, демонстрируется ныне в историческом музее, а живые пропали. К 1965 году этот лозунг, конечно, исчез вместе с деликатесами. Но камбала продолжала оставаться на прилавках, но в моем сознании была этакой, как бы ненастоящей рыбой. Отсюда и мое удивление, как так море за бортом, а едят какую то камбалу.
Другое обстоятельство, на которое я сразу обратил внимание, касалось характера взаимоотношений экипажа и пассажиров. На пароме царила почти домашняя обстановка, немногочисленные пассажиры и члены команды, все знали друг друга и вели себя именно по домашнему. Представление о море и моряках пассажирских судов, которое сформировалось у меня за время жизни в Ялте, совершенно не совпадало с тем, что я увидел здесь. В Ялте море было частью курортного антуража, просто большим бассейном для купания, морем для любования и легкого щекотания нервной системы во время шторма. Хорошо помню масленые глазки матросов на прогулочных катерах, курсирующих вдоль южного берега Крыма. Подавая руку очередной пассажирке, что бы помочь ей ступить на слегка покачивающуюся палубу, они смотрели на нее, как сытый кот на сметану. Здешние моряки, матросы парома были просто твоими друзьями, перевозить пассажиров с материка на остров, их обычная работа. Море для этих ребят пахло не духами кокоток, а трудовым потом. Здесь море - источник жизни, море - труженик, работяга и кормилец. И осенний свежий ветер лишь подчеркивал это обстоятельство, как бы говоря: здесь тебе дружок не курорт и не расслабуха, а настоящий мужской труд.
Полчаса хода и наш «лайнер» швартуется к одному из причалов на острове Путятин. Прямо перед нами цеха рыбокомбината, слева проход в поселок. Я иду в контору рыбокомбината, в отделе кадров предъявляю свои документы. И буквально через несколько минут, разрешите представится: Шмелев Юрий - матрос рыболовецкого сейнера «Аргода». Но сейнер в море и будет у причала только вечером, а пока идите молодой человек устраиваться в общежитие, оно здесь рядышком. Оказывается здесь такой порядок: ты работаешь и живешь на судне, но в общежитии за тобой закреплено место, там же ты и прописан. Позже я понял, что это очень разумное правило. Сам поселок располагался на берегу широкой бухты, лицом так сказать, к материку. Весь поселок, состоял в основном из частной застройки. Его окружали сопки, а дома уходили по низине между ними вглубь острова. Здесь же около причалов рыбзавода, рядом с конторой был, как бы центр. Почта, сберкасса, магазин и двухэтажный барак, небольшая площадь, на дальнем конце которой в скверике красовался дом культуры, составляли центральную часть поселка. В сотне метров за ним, на горке в двухэтажном здании было общежитие. Также недалеко от клуба, ближе к частным домам находилась столовая и буфет при ней. Вот и весь поселок. На острове имелся также зверосовхоз, расположенный недалеко от нашего, рыбачьего, сразу за самой высокой сопкой. Еще подальше на другой стороне острова в бухте Широкая была база Морфлота. Но все это я узнал позднее, а пока пришел в общежитие, где мне быстренько определили мою комнату и койку. До вечера погулял по поселку и, когда начало смеркаться, встретил у пирса свой сейнер. Он не был похож на круизный океанский, многопалубный гигант, глядя на который захватывает дух, нет, это был, мягко говоря, слегка обшарпанный, серенький, больше похожий на катер, теплоход. Но на швартовку он шел очень уверенно и даже красиво, было видно, что море это его стихия, настолько естественно и просто смотрелся он на водной поверхности. Мне он показался красавцем. При подходе к пирсу, на палубе появились два человека, не суетясь, ловко набросили канаты на металлические причальные кнехты, сейнер, деловито урча, стал у причала. На палубе появились еще люди, открыли крышку трюма, палубная стрела опустила большую, металлическую бадью вниз и через минуту оттуда послышалось: Вира! Началась разгрузка пойманной рыбы. Рыбу отправляли прямо в цех на обработку. Дождавшись конца выгрузки, я ступил на палубу сейнера, поздоровался и спросил: «где найти капитана?» Проводивший меня к капитану человек оказался боцманом, самым главным начальником матросов. Капитан посмотрел документы и отдал меня в распоряжение, приведшего к нему боцмана. Тот выдал мне рыбацкую робу, резиновые сапоги, белые хлопчато - бумажные перчатки, постельное белье и проводил в матросский кубрик, где также показал мою кровать. Это была уютная лежанка, подобие той, что бывают в купе поезда. Познакомившись с командой, я пошел вместе со всеми в кают - компанию ужинать. На ужин «подавали» макароны с тушенкой по флотски, рыбу жареную и компот. Поел с удовольствием, очень вкусно. После ужина некоторые ушли в поселок домой, холостые и бездомные, вроде меня, остались на судне. На ночь были назначены вахтенные: матрос и механик, а также штурман, остальные пошли спать. Утром я проснулся уже в море, оказывается судно выходит рано, управляют им вахтенная команда и капитан. До района лова два-три часа хода, то есть мы начинаем ловить рыбу, примерно к семи утра. Боцман объяснил обязанности, которые я должен выполнять на разных стадиях ловли. Меня поставили на, так называемую, заднюю доску, которая находится на корме. Доска это чисто условно сказано, на самом деле это целый планер из металла, весом в семьсот килограммов. Она подвешивается на стальные уздечки, примерно, как воздушный змей. Только вместо хвоста, сзади крепится одно крыло трала. С носа сейнера опускается вторая доска. Планируя в воде, они раскрывают трал на всю его ширину, высота раскрытия определяется: вверх - поплавками (кухтылями), вниз - грузилами. Вот и все. Сейнер вооруженный таким тралом, как трактор перепахивает морское дно, сгребая все живое и не живое на своем пути. Глубина траления до двухсот метров, время хода с тралом до двух часов, в зависимости от массы рыбного косяка. В ходовой рубке находится эхолот и ориентируясь на его показания, капитан определяет время траления.
Наконец пришли в район лова, сейчас будем забрасывать трал. Как и учил боцман, я встал на свое рабочее место. Несмотря на волнение, я все таки сумел правильно выполнить свои обязанности и трал ушел в морскую пучину. Сняв робу, мы пошли завтракать. Завтракали в кают – компании. За столом как раз могли поместится не более восьми человек, то есть вся наша палубная команда, включая боцмана и тралмейстера. Остальные члены команды позавтракали раньше. На завтрак была каша, холодная жареная рыба, кофе с молоком и сливочное масло, все очень вкусно и сытно. Позднее, я узнал, что это традиционная система питания, государство выделяло на эти цели 91 копейку в день на человека. В торговом флоте, кстати, довольствие составляло чуть более одного рубля на эти цели. Нам давали меньше, потому что мы ели государственную рыбу, которую сами же и ловили. После завтрака все матросы стали заниматься делами, кто по поручению боцмана – хозяйством судна, кто под руководством тралмейстера – рыбацкими снастями. Экипаж сейнера составлял 16 человек. Шесть матросов – палубная команда, основное физическое тягло судна. Боцман и тралмейстер – их непосредственные начальники. Тралмейстером у нас работал эстонец Хаберграс, замечательный, между прочим, человек и великолепный специалист своего дела. Как он попал в эти края из уютной Эстонии, я не знаю, в нашей могучей державе много было непонятного. Особняком в экипаже сейнера держались кок и радист. Радистов, кстати у нас на флоте все мы звали: «марконями», а не попами или поповыми. Они, эти двое были «белой костью» команды, даже на окалывание в зимний шторм, они выходили лишь после персонального приказа капитана. Машинную команду составляли два механика во главе со стармехом (дедом). Два штурмана с капитаном, завершали пирамиду нашего коллектива. Без малого два года провел я на рыболовном промысле и глубоко благодарен судьбе, что довелось пройти эту школу жизни.
Возвращаемся к процессу рыбной ловли. Прошло примерно два часа после замета нашего трала, наступило время подъема. Все встали по своим местам, сейнер застопорил ход, заработала главная лебедка, которой управлял боцман. Мы стали ждать появления трала на поверхности. Вот из воды показались распорные доски, раскачиваясь на тросах, они приближались к своим местам. Поймав за уздечку свою доску, я закрепил ее, как положено и пошел на площадку в центре палубного пространства помогать другим матросам. Трал на палубу поднимается через борт с помощью грузовой стрелы перехватами метра по три примерно, каждый. Для этого наиболее опытный матрос с помощником прижимают сеть к фальшборту и удавкой захватывают горловину трала. Затем цепляют эту удавку к гаку стрелы. После нескольких таких перехватов появился кутец трала, в котором была рыба. Грузовая стрела сейнера имела грузоподъемность до пяти тонн, поэтому мы за один прием подняли на борт весь улов. Меня раздирало любопытство, что же поймали мы в море. Рыба трепыхалась на палубе, глаза просто разбегались от ее разнообразия. Но нужно было работать дальше, поэтому лишь сделав новый замет, я смог спокойно рассмотреть пойманное. Рыба лежавшая на палубе, была самых разных размеров и пород. Многое я видел впервые и даже не знал, что это такое. В большой рыбной куче шевелились разнообразные крабы, какие то моллюски, ракушки и несколько осьминогов. Все это добро нужно было, оказывается, сортировать. Дело в том, что мы, как мне объяснили, ловим так называемую частиковую рыбу, из которой изготавливаются самые дешевые консервы: фрикадельки и котлеты в томатном соусе. При этом в дело шла любая рыба, но не морепродукты, их нужно выбрасывать в море. Так как улов наш был невелик, то с сортировкой мы справились довольно быстро и пошли отдыхать.
Тут же ребята научили меня варить крабов. Это очень просто, берешь двумя руками за клешни, ногой наступаешь на его туловище, потянув клешни вверх, вырываешь их и засовываешь в ведро с морской водой. Спросив согласия у кока, ставишь на плиту и через полчаса уже готово. Краб настолько огромный, что его одному не под силу, два-три человека в самый раз. Отношение к крабовому деликатесу в команде было безразличное, кто хотел, тот ел, внимания на это никто не обращал. Со временем я привык к поеданию самых разнообразных морепродуктов, но никогда в команде не было какого то особого отношения к экзотике такого рода. Тебе нравится, ну и ешь на здоровье. Но были и общие пристрастия, например: когда в трал попадалась крупная треска. Наш кок вспарывал у нескольких рыбин животы и мы всей компанией ели свежую, жареную тресковую печень. Правда, когда это случилось первый раз, меня сразу предупредили, что бы не увлекался, много не ел. В печени трески очень много жира и витаминов, перебор может сказаться на здоровье, может нарушиться витаминный баланс в организме. Со временем привык и ел уже без опаски. Привык я также и к тому, что каждый день на столе рыба. Кулинарных изысков не делали, не умели, да и не знали, какие они бывают. Но рыба жареная или отварная всегда свежая и очень вкусная. Любили также и рыбные котлеты. Но делали их не часто, а только если в улове одновременно были треска и окунь терпуг. Фарш делали пополам из обоих сортов рыбы. Кажется, вкуснее таких котлет, ничего не бывает. Были и другие пристрастия, связанные, прежде всего с ассортиментом уловов. Но все это было впереди, сейчас, для меня важнее всего было, не ударить в грязь лицом. Саму мысль, что я не смогу на сейнере все делать, как это требуется, отбрасывал. Я был в восторге, что нахожусь на рыболовецком судне среди таких замечательных людей, что я в море и у меня есть шанс стать настоящим моряком.
Так как уловы наши были на этот раз невелики, а на улице был небольшой мороз, пойманная рыба не портилась, мы не приходили на свою базу три дня, ловили круглыми сутками. К вечеру третьего дня благополучно ошвартовались у родного причала. Как настоящий моряк, я перепрыгнул через борт на пирс, что бы принять швартовый конец и сразу попал в казус, который состоял в следующем: за время нашей рыбалки я отвык от земной тверди. И вот теперь, ступив на пирс, с ужасом почувствовал, что он качается. Инстинктивно присел на корточки и руками оперся в настил. Ни чего глупее, мне кажется, в жизни не приходилось испытывать. Быстро сообразив, что это последствия морской качки, встал с четверенек и постарался сделать, что требовалось. Спасибо боцману, он не подал виду, что я так оплошал. После только сказал: « Ты, Юра не расстраивайся, это пустяк, с другими бывает и хуже, а из тебя моряк получится». Всю жизнь мне везло на хороших людей! К сожалению, помню лишь имя его, Николай. Его поддержку, доброе участие в моем становлении, как моряка, трудно переоценить. Спасибо ему.

Продолжение темы.

Путятин в сердце моем.

Путятин я покинул в 1967 году, после минтаевой путины. Простился со своим сейнером, друзьями, последний раз посмотрел на остров и отправился в путь. С тех пор минуло 45 лет, на дворе 2012 год и вот я снова на берегу пролива, в поселке Темп жду парома на остров. Прежнего причала нет, из воды торчат его остатки – сваи. Сказать, что мое сердце бешено бьется в груди, не могу. Есть любопытство и я отыскиваю взглядом знакомые черты пейзажа. Кроме причала я ничего не могу вспомнить. Берег Темпа неприветлив и пуст, погода пасмурна. Правда, в полусотне метров вижу неказистое строение с надписью «Кафе».
Зашел, узнал, что паром ходит, заодно и перекусил. Две симпатичные девочки предложили какое то блюдо с мясом за небольшие деньги. Оказалось довольно вкусно. Опять вышел на берег, а здесь уже появились пассажиры. Одна женщина спросила меня о цели моей поездки на остров. Я рассказал. Она покачала головой и позвонила на остров знакомому человеку, сообщив, что едет турист и нужен ночлег. Оказывается, на острове функционирует хостел. Так запросто решилась проблема жилья на острове. Через полчасика наш паром уткнулся в берег. Три легковых автомобиля, с десяток пассажиров, вот и вся экспедиция на остров. Это местные жители возвращаются домой с материка, куда они ездили по делам. Туристов, если не считать за такового меня, еще нет. Лотосы на острове зацветут только дней через десять, вот тогда и повалят они гурьбой. Все искорежат и загадят, а потом будут, мечтательно закатив глаза, рассказывать о красотах острова и лотосов. Но я к тому времени уже уеду.
Полчаса хода и мы уже утыкаемся в берег острова. И сразу же первое разочарование. Раньше паром швартовался у одного из заводских причалов. Теперь он «швартуется», то есть тыкается мордой в берег вдали от поселка, там раньше был зверосовхоз. Зверосовхоз то был, да, видимо, сплыл. На берегу меня встречает молодой человек, его послал за мной хозяин хостела, его отец.
Чего я ждал и на что надеялся, когда собирался приехать сюда? В Интернете узнал, что остров влачит жалкое существование. О лотосах, конечно, читал. Раньше то мне их видеть не довелось. В период их цветения мы ловили сайру на Шикотане. Но мне было мало дела до цветов, даже таких уникальных в Приморье, как лотос. Меня интересовала жизнь поселка и люди. Я ждал и надеялся, что здесь теплится хоть какая то жизнь. Ведь остров помнит не только советское время, когда жизнь здесь бурлила, но и время и дореволюционное время Старцева, когда здесь был рай на земле. Все напрасно. Я увидел не цветущий край, а живой труп. Люди, живущие здесь, просто существуют, мечтая вырваться когда нибудь в нормальный мир. При всей своей готовности увидеть разруху, я не сумел подавить в своем сердце боли.
Семьдесят лет всей страной мы строили коммунизм. Не жалели сил, учились, работали и все пошло прахом, остался пшик и вдрызг разбитая страна. И люди… Судьба оставшихся здесь жителей никого не беспокоит. Горько видеть правду, когда ты вроде знал, что там плохо, а в душе не хотел верить, на что то надеялся.
Я иду по знакомой дорожке от центральной площади, там где еще стоит дворец культуры и расположен в бывшем магазине мой нынешний хостел, в сторону общежития. Здесь у меня было койко-место в одной из комнат. Там когда то кипела и бурлила наша молодость после возвращения из многомесячной путины в дальних морях. Там мы любили и ненавидели, там мы дружили и ссорились, там был эпицентр тайфуна по имени: юность, романтика. А что сейчас? Сейчас это просто погост. В этих развалинах похоронены голоса прекрасных юных дев, наших подруг, объятья и поцелуи влюбленных, бурные и шумные вечеринки юных мореманов и старых морских волков. Здесь все еще живет чуть слышная чуткому уху память о нас. Но ветер очередного циклона неумолимо выдувает эти еле слышимые звуки сквозь пустые глазницы бывших окон, дверей и коридоров. И вот совсем скоро они замрут, будет слышно только голос ветра, да шум от падения штукатурки и камней. Все, наша молодость окончательно канула в лету.
Будет ли у прекрасного острова новая жизнь? Вспомнит ли он минувшие райские времена Старцевской эпохи, вспомнит ли наше такое веселое время или придумает, создаст свое, незабываемое? Не знаю. Ответа нет, но я не согласен с вынесенным острову приговором. У него есть будущее. Остров возродится, чтобы с ним не творило нынешнее безвременье, наша бесчеловечная власть и теряющие надежду, жители. Я верю в возрождение моего острова. Здесь вновь будет жить любовь и молодость, достоинство и гордость за свою Родину.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Авиабилеты Мадрид Мурсия Как добраться до Мурсии
Как продать авиабилеты купленные через интернет
Боинг 757 500 схема салона лучшие места