НОВОСТЬ: ВЫШЕЛ НОВЫЙ ВЫПУСК ЖУРНАЛА KIMONO №18, ТЕМА НОМЕРА: ИННОВАЦИИ

#ARTS

ТЕАТР БУТО:

КРАСОТА В БЕЗОБРАЗИИ

Бритоголовые исполнители японского театра Буто, покрытые белым гримом, похожи на кукол-марионеток. Их странные движения на полусогнутых ногах у новичков вызывают недоумение, а ценители не могут сдержать слёз восхищения пластикой и полётом души авангардных артистов. В постановках в стиле Буто хорошо прослеживается влияние  новых западных течений и элементы традиционного японского искусства.

апрель 2017

Оно Кадзуо в постановке «Восхваление Архентины»

 

Всё началось в 1959 году с постановки хореографа Хидзиката Тацуми. Он представил зрителям интерпретацию пьесы по роману «Запретные удовольствия», в которой рассказывает об отношениях  пожилого писателя и прекрасного юноши. Во время представления Хидзиката передал танцору Оно Ёсито живого петуха, а тот зажал его между ног и задушил. Вызывающая жестокость и тематика выступлений сделали своё дело: о Буто заговорили в Японии и во всём мире.

Хидзиката объединил в танце традиционную японскую эстетику с элементами европейского экспрессионистского танца модерн. Неестественные гримасы боли, удивления — белые лица танцоров Буто напоминают маски театра Но. Как и в театре Кабуки, большая часть танцоров — мужчины. Мотив традиционности также выражен в движении по сцене на полусогнутых ногах — это имитирует походку в кимоно, которое не позволяет делать широкие шаги.

Хидзиката Тацуми и Оно Ёсито на репетиции постановки «Запретные удовольствия»

В 1968 году выступление Хидзиката увидел пожилой танцор современного танца Оно Кадзуо. Он был так впечатлён этой новой техникой, что в свои 70 лет решил выйти на сцену вновь. Кадзуо привнёс в искусство Буто нежность и чувство прекрасного. В постановке «Восхваление Архентины» (La Argentina Sho) он сам сыграл роль знаменитой испанской танцовщицы фламенко. Постановка получила множество положительных отзывов. О спектакле остались воспоминания историка Буто Сига Нобуо: «Оно Кадзуо танцевал в женской одежде и широкополой шляпе под органную «Токкату и фугу ре минор» Баха. Артист вначале был среди зрителей, затем неторопливо поднялся на сцену, расстелил мантию и лег на неё. Зазвучала проникновенная музыка, на сцену внесли пианино. Оно Кадзуо в одном нижнем белье встал рядом с ним и распростёр руки, словно Христос. На моих глазах выступили слёзы».

Буто — танец для всех, вне зависимости от возраста и умений. Признанный мастер этого стиля в городе Саппоро (Хоккайдо) Танака Хару берёт в ученики даже домохозяек. Технические умения не важны, ведь основная цель танца — выражение чувств и эмоций. Поэтому в нём нет синхронности: даже если танцоры исполняют одинаковое движение, у каждого из них оно приобретает индивидуальные черты. Есть такие элементы, во время которых от исполнителя требуется прочувствовать, как тело наполняет вода или его поражает молнией, или как под кожу заползает насекомое. Тело танцора при этом становится сосудом, который зрители могут наполнить собственным смыслом.

В Токио и других крупных городах Японии каждую неделю проводятся выступления коллективов и отдельных танцоров. Буто заставляет проявить эмоции даже замкнутых, на первый взгляд, японцев. Многие посетители представлений начинают танцевать сами.

Танцоры Буто выступают и бесплатно. Например, коллектив «Дайракудакан» (Dairakudakan) устраивает выступления перед крупными станциями токийского метро. На таких выступлениях демонстрируется не классический танец, каким его привыкли видеть, а просто ритмичные движения с элементами Буто под популярную музыку. Полуобнаженные женщины и мужчины с улыбками на лицах, покрытые золотым гримом вместо белого, привлекают внимание окружающих. Такие показательные выступления изначально проводились с целью заработать денег на танце, потому что классический Буто прибыли не приносил. Сейчас же их устраивают, чтобы сделать этот стиль более популярным. О выступлениях «Дайракудакан» и других коллективов подробно написано в сообществе Japan Butoh Network (www.facebook.com/groups/japanbutohnetwork).

Буто развивается не только в Японии: этот стиль оказал влияние и на деятелей искусства Европы, Америки, России и других стран. Последователи театра танца Буто в России — участники театра DEREVO, созданного в Санкт-Петербурге актёром, режиссёром и хореографом Антоном Адасинским во время Перестройки. Театр базируется в Дрездене и гастролирует по всему миру.

ОПУБЛИКОВАНО В ЖУРНАЛЕ KiMONO №04 АПРЕЛЬ-МАЙ 2017

Автор: Софья Прокофьева