НОВОСТЬ: ВЫШЕЛ НОВЫЙ ВЫПУСК ЖУРНАЛА KIMONO №18, ТЕМА НОМЕРА: ИННОВАЦИИ

КОМПОЗИТОР КЭЙИТИРО СИБУЯ: АРИЯ РОБОТА

Такого вы еще не видели: в опере «Страшная красота» (Scary Beauty) дирижер и солист — робот! Впервые в истории высокие технологии и опера встретились и создали невероятное шоу — прекрасное и в то же время шокирующее зрелище. Как рождалась эта опера и, главное, зачем, мы узнали у ее автора, всемирно известного японского композитора Кэйитиро Сибуя. 

Как вы пришли к идее создать оперу с роботом и что вдохновило вас?

 

В сознании людей, особенно европейцев, закрепился образ оперы как музыкального произведения, исполняемого исключительно людьми. Я вдохновился идеей изменить этот шаблон и решил создать оперу, в которой ключевую роль будет выполнять не человек, а робот. Я хотел показать реальность, в которой человечество зависит от технологий настолько, что не может обойтись без них. Например, сейчас каждый второй в мире не расстается с телефоном 24 часа в сутки. В опере Scary Beauty робот Alter 3 играет ключевую роль и решает, каким будет темп и эмоциональная сторона исполнения. Оркестру остается лишь смириться и подчиниться командам робота. Это своего рода метафора нашей реальности — зависимости людей от машин и технологического прогресса.

 

Расскажите, о чем эта опера?

 

В ней три действия, внутри — выдержки из произведений Юкио Мисима, Уильяма Берроуза, Мишеля Уэльбека и философских текстов Людвига Витгенштейна. Все тексты объединены одной идеей — нестабильность и мир, в котором не существует людей. В центре сцены — робот Alter 3, дирижирующий оркестром и обращающий взор к зрителю во время исполнения арии.

Как началось ваше сотрудничество с лабораторией робототехники профессора Хироси Исигуро, который помог разработать Alter 3?

 

Лаборатория профессора Университета Осаки Хироси Исигуро — один из лучших производителей роботов в Японии. Заинтересовавшись моим проектом, профессор Исигуро предложил использовать одно из его последних творений на тот момент — робота Alter 2. Меня мало интересуют роботы с телом и лицом человека полностью. Есть в них какая-то пустота… Но когда я увидел Alter 2, робота с лицом ангела, руками человека и механическим телом то ли животного, то ли сфинкса, — я был поражен! Сейчас мы уже не используем Alter 2. На смену ему пришел внешне идентичный, но более технологичный и мощный Alter 3, созданный специально для Scary Beauty в начале 2019 года.

 

В мире уже существуют музыкальные шоу с поющими роботами. В чем заключается инновационность вашего проекта?

 

Новизна Scary Beauty выражена в первую очередь в том, что это первое музыкальное произведение в истории человечества, написанное по канонам классической оперной музыки, с доминированием искусственного интеллекта и с использованием высоких технологий. Как правило, в классической опере роли дирижера и оперного певца разделены. Scary Beauty позволяет объединить обе роли в одном исполнителе — роботе. Более того, в Alter 3 заложены две программы: программа искусственного интеллекта и программа оперы. Программы работают синхронно, однако в процессе исполнения то одна, то другая превалирует. Таким образом, добавляется нотка непредсказуемости — робот ведет себя иначе, чем вел на репетиции или во время предыдущего спектакля. Ход, темп, мощность и эмоциональность исполнения — все это робот меняет, как хочет.

 

Премьера оперы состоялась в Японии в июле 2018 года в национальном музее передовой науки и технологий Мирайкан. Как реагировала публика?

 

Премьера прошла на одном дыхании. Нас окутывали смешанные чувства счастья и страха. Тревога прошла сразу после первого акта, когда мы услышали море аплодисментов. Чувствовалось, что зрители тоже испытывают целую гамму чувств: радость, возбуждение и шок. Я никогда не видел такой реакции!

Как проходили репетиции и было ли вам и оркестру сложно работать под контролем робота?

 

От начала и до конца проекта было невероятно тяжело. Приходилось репетировать днями и ночами, без отдыха и сна. Alter 2 уставал и мог выключиться по собственной воле — это очень злило оркестр. «Как такая совершенная машина, как робот, может уставать?! Мы — люди, и готовы работать!» — негодовали музыканты.

 

Еще одна трудность, с которой мы столкнулись, — оркестру было сложно привыкнуть к манере дирижирования Alter 2. Тогда совместно с программистами я разработал несколько вариантов дирижирования. Но бесполезно: оркестр не считывал движения рук робота. Стало понятно, что этого недостаточно: не хватает движения плечами, и самое главное — дыхания. Мы научили робота «дышать», двигать плечами и торсом, как это делает настоящий дирижер, и это сработало — оркестр подчинился роботу!

 

С кем проще работать — с человеком или роботом?

 

Не могу сказать, что роботы превосходят людей. Они иной, отличный от нас вид, и нас сложно сравнивать. В моем следующем проекте, опере Super Angels, премьера которого состоится в Новом национальном театре в Токио во время летних Олимпийских игр в 2020 году, я планирую задействовать на сцене наравне друг с другом как людей, так и роботов.

 

Какие новые роботы вас привлекают, кого хотите задействовать в будущем? 

 

Я бы хотел использовать робота американской компании Boston Dynamics. Разработки этой компании считаются одними из самых передовых в мире. Но больше всего мне интересны военные роботы, и в будущем я мечтаю о сотрудничестве с армией России. Думаю, российский робот, исполняющий оперу, будет выглядеть очень поэтично и затронет сердца многих зрителей.

Текст: Ольга Юханова

 

ОПУБЛИКОВАНО В KIMONO №18, 2019