БЭНИКО САСАКИ: КОЛЛЕДЖ МОДЫ БУНКА — СДЕЛАНО С ЛЮБОВЬЮ

Одно из самых известных учебных заведений Японии — Колледж моды Бунка. В его стенах выросли такие звезды мировой моды, как Йодзи Ямамото, Кэндзо Такада, Дзюнъя Ватанабэ, сестры Косино. По просьбе KIMONO выпускница колледжа Бэнико Сасаки рассказала о том, каково это — учиться в Бунка сегодня.

Бэнико Сасаки 

Дизайнер и модель, 26 лет, родилась в Фукуока, живет в Токио.

Создатель бренда Sui. «Суй» — одно из чтений иероглифа 粋 (яп. «ики» — «элегантный»). Вдохновляется традиционной культурой и европейским дизайном. 

Довольно высокого для японки роста — 174 сантиметра, снимается для молодых японских дизайнеров, часто работает с Viviano Sue. В одежде своего бренда не снимается, чтобы не подумали, что она шьет одежду только для себя.

Почему выбрали Колледж моды Бунка?

 

Там учился мой любимый дизайнер Кэндзо, и мне понравилось само здание, очень величественное! Я не очень люблю учиться, но увидела Бунка и поняла, что сюда я буду хотеть ходить. Два года я посещала общий курс шитья, а после еще год изучала кройку, чтобы лучше понять, как устроена одежда. 

 

В чем особенность занятий в Бунка?

 

Сложных занятий как таковых нет, зато много домашних заданий, мы постоянно шили. Учат основам создания одежды, а творческую часть оставляют студентам. Можно шить обычные вещи по инструкции, а можно изменять их как захочешь, создавать что-то необычное. Так воспитывается индивидуальность. Многие не выдерживают бесконечных заданий и бросают. А еще в японских университетах большая часть занятий на выбор, а тут все предметы обязательные, и по каждому надо получить зачет, многим это тяжело.

 

Сложно было поступить в Бунка?

 

Поступить не сложно, учиться сложно. В университетах Японии все наоборот: поступить сложно, а выпуститься легко. А у нас как за границей. Я думаю, это правильно. Учиться в Бунка дорого и занимает много времени, обязательно надо рассчитать, сможешь ли одновременно учиться и подрабатывать. Моя семья небогатая, поэтому я подала заявление на стипендию, но теперь нужно работать и возвращать деньги, многие так делают.

 

А какие плюсы у Бунка?

 

Оборудование, огромное количество машин для шитья, а еще библиотека с кучей журналов со всей страны. Гораздо удобнее, чем покупать в книжном. Я и сейчас туда хожу. Думаю, нигде нет такой библиотеки и оборудования.

 

Как вы считаете, почему Бунка считается одним из лучших колледжей дизайна в мире?

 

Много студентов, опытные преподаватели, знаменитые выпускники. Йодзи Ямамото — наша легенда. Он часто приходит к нам вести лекции — забавно, что он курит прямо в аудитории, это разрешается только ему. Да и, как я уже сказала, оборудование у нас не хуже, чем на фабрике. Еще студенты получают ткани и материалы от известных производителей, сами делают рисунки на них и вместе создают коллекции, которые потом демонстрируют на подиуме колледжа. Шоу, кстати, бесплатные, и пригласительные билеты разлетаются моментально. 

А чего, по-вашему, не хватает колледжу? 

 

Честно говоря, программа немного устарела. Шить учат первоклассно, но я бы хотела научиться больше работать на компьютере. Есть компьютерная программа, которая сама делает выкройки, их не надо рисовать от руки, но на некоторых факультетах этому не учат. Когда начинаешь работать, бывает, приходится переучиваться.

 

Как бы вы описали стиль вещей, которые вы создаете? 

 

Я люблю модерн и классику, но в то же время хочу создавать такую одежду, которая ассоциируется с Японией. Самое простое объяснение: моя одежда похожа на современное кимоно. Я делаю похожей формы жакеты, а, например, принты на тканях — это гравюры «укиё-э». 

 

Кто на вас повлиял?

 

Больше всего меня вдохновляет Кэндзо. В свое время он использовал ткань для кимоно, чтобы шить европейскую одежду, — думаю, это очень круто. Я тоже хочу, чтобы частично моя одежда была японской, но при этом была современной и европейской и чтобы ее было легко носить. Неудобная одежда только пылится в шкафу, хочу, чтобы мою одежду носили каждый день. 

Коротко о главном:

1919 год — при ателье по пошиву одежды для женщин и детей открылись классы по шитью для девушек.

1923 год — на базе классов по шитью появился Колледж Бунка, первое учебное заведение для дизайнеров в Японии. 

1936 год — колледж начал издавать первый в Японии модный журнал Soen, который выпускается и сегодня. 

1957 год — впервые на занятия были допущены юноши.

2006 год — при колледже открылся университет, в который можно поступить на магистратуру в области фешен-дизайна. Всего по стране сейчас более 70 филиалов колледжа.

2010 год — Колледж Бунка занял третье место в мире среди дизайнерских колледжей по версии Fashionista.

2015 год — второе место в мире по версии авторитетного сайта о моде The Business of Fashion.

Что вы думаете о современной японской моде? 

 

Ей не хватает энергии, модная индустрия неинтересная. Каждый год проводится Токийская неделя моды, но ни правительство, ни люди ею никак не интересуются. Зато очень популярна уличная мода. Сейчас легко быть модным: заранее решено, что и как нужно носить. А, например, в 1990-е модным считалось все, что выглядит интересно, не было четких рамок, было бы неплохо вернуть это время. 

Иностранцы думают, что японская мода яркая, потому что видят фото молодежи из района Харадзюку или певицы Kyary Pamyu Pamyu — и думают, что вся Япония так одевается, но все гораздо проще. Мне нравится Харадзюку, я сама раньше выглядела очень ярко, но пришло время двигаться дальше. Я за индивидуальность и высокую моду. Не хочу делать то, что просто популярно. Дизайнер должен создавать что-то свое и делать так, чтобы люди носили то, что им нравится, а не следовали за модой. 

 

Как стать знаменитым дизайнером в Японии?

 

Чтобы стать популярным в Японии, надо сначала прославиться за границей. У японцев есть особенность — мы любим все иностранное. Проще сначала выйти на иностранный рынок или дать одежду известному инстаграм-блогеру, и тогда все узнают твое имя и полюбят тебя. Но есть и другая проблема: многие не понимают смысла дизайнерской одежды. На пике популярности удобные и недорогие вещи. Но я верю, что однажды придет время, когда будет больше цениться одежда дорогая и качественная. Ведь ее можно носить долго!

Текст: Елена Кожурина

ОПУБЛИКОВАНО В ЖУРНАЛЕ KIMONO №18, 2019