#ARTS

ЧЕРНЫЙ ПРИНЦ

YOSHIKI

На обложке нового выпуска японского Vogue впервые за почти двадцать лет — мужчина. Это главная рок-звезда Японии — Yoshiki. Его зовут Йосики Хаяси, и он — воплощение современного героя моды с его андрогинным образом и сумасшедшим артистическим темпераментом.

 

НОЯБРЬ 2017

На вопрос, что для него музыка, Йосики Хаяси отвечает японским выражением «стереть тело в порошок». Это означает самый усердный труд, какой только возможен. Несмотря на травму позвоночника, которая заставила бы уйти на покой и регбиста, музыкант постоянно в движении. В одной только Москве за последние пару лет он был трижды: выступал, представлял документальный фильм We are X и даже появился в эфире «Вечернего Урганта»…

 

Его образ амбивалентен — и это качество невероятно созвучно современной моде. Красивая молодая кожа и изящная, как у подростка, фигура — сложно поверить, что ему не 15, а 50. Тонкие черты лица, чувственный рот, ухоженные волосы — про таких людей говорят «гендер не определен». Сегодня он, облаченный в белую рубашку и брюки, играет на рояле, а когда-то выходил на сцену обнаженный по пояс и в демоническом гриме.

 

Йосики прославился в 1980-е, когда миром музыки правил тяжелый рок — Led Zeppelin, Iron Maiden, Megadeth. Японцы были без ума от новомодной музыки — среди западных музыкантов ходила шутка: хочешь заработать — сколоти рок-группу, по-быстрому запиши альбом для Японии и проснешься богатым человеком (отсюда выражение big in Japan). Но вот своих суперзвезд-металлистов у японцев не было. Пока за дело не взялся Йосики Хаяси.

Уроженец городка Татэяма префектуры Тиба, он рос среди музыки: отец играл на фортепиано джаз, мать владела сямисэном — традиционным щипковым инструментом с тремя струнами, а тетя — японской цитрой, кото. Йосики с четырех лет занимался фортепиано и уже в девять стал сочинять сам. Когда ему исполнилось 11, в семью пришло горе — покончил с собой отец. Примерно тогда же мальчик впервые познакомился с творчеством группы Kiss, известной своими бесшабашными рок-запилами и макияжем в духе безумного джокера. Стремясь выразить обуревавшие его чувства, Йосики стал учиться играть на ударной установке и вскоре барабанил целыми днями. Окончив школу, он уехал в Токио, где вместе с другом основал группу по образу и подобию кумиров юности — со временем она получила название X Japan. Ее музыканты носили огромные начесы, или, как их называли советские меломаны, хайера, боевой раскрас и эксцентричные наряды. Но если длиннополые камзолы из парчи или под леопарда тогда любили многие, то музыка была по-настоящему уникальна. «В моем сердце всегда жила классическая мелодия — Бетховен, Бах, Чайковский. И я стал смешивать их, нанизывать тяжелую музыку на красивую мелодию», — рассказывал позднее Йосики. Он был и основателем группы, и автором большинства хитов, и одним из ключевых участников — его сольные партии на ударных заставляли публику реветь от восторга. Он барабанил так энергично, что к концу шоу зачастую падал на пол без чувств.

Обложка и фото японского Vogue, октябрь 2017

http://www.yoshiki.net/

Считается, что X Japan помогла японцам по-новому взглянуть на тяжелый рок: раньше он ассоциировался только с агрессией, а благодаря Йосики в нем увидели лиризм и декадентскую красоту. А еще группа стала родоначальницей нового жанра на японской сцене — Visual Kei. Его представители используют много косметики и вызывающе одеваются: кто-то ярко и эклектично в духе японского уличного стиля, кто-то предпочитает стиль ретро, при этом музыка может быть любой, от легких поп-мелодий до панк-рока.

В 1991 году X Japan выпустила альбом Jealousy, который разошелся миллионным тиражом, и стала первой металл-группой, которая cобрала крупнейший в стране стадион Tokyo Dome вместимостью 55 тысяч человек (а всего ей удалось это сделать 18 раз!) и продала 30 миллионов пластинок. Как это часто бывает, за успех пришлось заплатить высокую цену — в истории группы есть и затяжные депрессии, и самоубийство, и уход участника в тоталитарную секту.

На пике успеха X Japan в 1990-е Йосики вернулся к классической музыке и начал сольную карьеру. Свое решение он объяснял так: «С детства я чувствовал в сердце огромную кричащую боль. Я не знал, как выразить ее или что с ней делать, и стал писать музыку. Поэтому мои песни всегда о смерти и любви, а на чем я играю — это не так важно».

Последние двадцать лет Йосики живет в США — продюсирует других артистов, пишет и записывает музыку. Среди его работ — музыкальная тема для очередной премии «Золотой глобус», композиция для рояля, созданная по заказу японского правительства в честь годовщины коронации императора Акихито. В начале 2017-го он дал два аншлаговых концерта в Карнеги-холле — высшее достижение для любого классического музыканта... Чтобы приехать на съемку для обложки японского Vogue, которая прошла в Нью-Йорке, Йосики потребовалось разрешение врачей — незадолго до этого ему провели сложнейшую операцию на позвоночнике и раны еще кровоточили. Так мог поступить только истинный рокер!

Драм-баттл  Yoshiki и Александра Потапова из группы “Фрукты” на шоу “Вечерний ургант”

ОПУБЛИКОВАНО В ЖУРНАЛЕ KiMONO №07 НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2017

Автор: Софья Прокофьева